Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Образование в Финляндии

Тема: Общие сведения о Финляндии  

Журнал No: 4(86)


Можно с уверенностью сказать, что на данный момент название Страны тысячи озер для Суоми немного устарело. Нет, все озера на месте, но новый образ Финляндии, «страны-лидера по образованию», в контексте сегодняшней ситуации намного актуальнее…

Да-да, именно так. Финляндия уже доказала всему миру, что «NOKIA–объединяет», финский дизайн – существует, а финское качество – гарантирует. Настало время для большего.

Все началось с… PISA

PISA – это Программа по Международному Тестированию Учащихся, в которой участвуют десятки стран мира. В том числе страны-лидеры экономического развития. И каждые три года участники изрядно нервничают: тестирование проводится среди 15-летних подростков и напрямую отражает эффективность школьного образования. Более того, тестируется не теоретическая подкованность детей, а их умение анализировать, делать выводы, давать собственные оценки, то есть готовность вступить во взрослую жизнь, в которой, как мы знаем, постоянно нужно что-то решать.

Например, детей спрашивают не с какой скоростью едет поезд из точки А в точку Б, а как могут одновременно расти доходы на душу населения и падать семейные доходы? Предлагают прочитать и обдумать не отрывок из классики, а авторскую колонку в газете или даже расписание поездов. Заставляют обратиться к знаниям, полученным из повседневного опыта, и с их помощью выбрать из множества решений правильное. И что же? И в 2000-м, и в 2003-м, и в 2006-м годах лучшие результаты в этом нелегком испытании показали финские школьники!

Это повергло в шок не только страны «Большой Восьмерки» (которые, кстати, не вошли даже в десятку результатов PISA), но и самих победителей. Не дав Финляндии времени проанализировать причины ошеломляющего успеха и привыкнуть к мировой славе, на север потянулись международные делегации и вездесущие студенты – перенимать бесценный опыт.

Все флаги в гости будут к нам

В далеком 2001 году в планах национальной стратегии по образованию было решено удвоить количество иностранных студентов в стране и доказать всему миру, что образование в Финляндии может быть не менее качественным и престижным, чем в Англии или Германии. Сказано–сделано: на календаре 2009 год, и финские университеты едва ли могут пожаловаться на невостребованность.

Для справки, на данный момент в ведомстве Министерства образования находятся 26 Политехнических Институтов и 20 Университетов: 10 многофакультетных Университетов, 3 Школы Экономики и Управления Бизнесом, 4 Академии Искусства и 3 Технологических Университета. Добавим Летние Университеты, Летнюю Школу в Хельсинки и Университет Арктики – получается довольно внушительный список для страны с населением в пять миллионов человек: только и остается что учиться, учиться и еще раз учиться! Вернемся к иностранным студентам. На данный момент степени бакалавров, магистров и докторов в стране получают около 12 000 студентов более чем ста национальностей, не считая многочисленных студентов «по обмену».

Причин тому несколько: во-первых, конечно же, PISA (в финской преподавательской среде появился даже такой термин «PISA-давление» – моральный и педагогический долг удерживать высокие результаты). Во-вторых, из всех неанглоговорящих стран Европы в Финляндии самый большой выбор Университетских программ на английском языке (около 400). В-третьих, финские дипломы признаются (и, как мы теперь знаем, ценятся) во всем мире. В-четвертых, финское образование до сих пор умудряется оставаться бесплатным. Да, конечно, из года в год правительство задумывается о целесообразности подобной щедрости: только подумайте, во всех остальных странах иностранные студенты – это дополнительная статья дохода для университетов и государства, а здесь, наоборот, государство полностью оплачивает тягу к знаниям. Но пока Министерство образования раздумывает, финансировать или нет, – студенты едут. Ведь в их распоряжении все, что нужно для учебы, включая мультимедийные технологии в обучении, чистый воздух, синие озера и невыносимую легкость финского бытия.

Воспитание счастливых детей

Прежде чем стать студентами и даже талантливыми старшеклассниками, демонстрирующими чудеса аналитического мышления на тестированиях международного уровня, сперва надо походить…в детский сад. Именно там получают свои первые знания об окружающем мире и обществе юные финны (по-фински, детский сад звучит как «päiväkoti» – «дневной дом»). Согласно статистике, примерно 50 процентов детей в возрасте до 6 лет проводят свой день в муниципальных и частных «домиках».

Кстати, мы все находимся во власти мифа о том, что государственный садик – всегда плохо, а частный – всегда хорошо, так вот в случае с Финляндией образование и в тех, и в других одинаково качественно. Более того, наперекор всем стереотипам зарплата учителей в государственных садиках выше, чем в частных, а плата за обучение в последних более чем скромная (опять же государство помогает). Семьи с низким доходом получают возможность обучать своих детей бесплатно. Кстати, чему и как обучать? Вот задачи, взятые из программы одного из многочисленных детских садов Финляндии, но одинаково актуальные для всех: «Наша задача – воспитать в детях самоуважение, эмпатию, способность понимать чувства других.

Научить их сохранить свою индивидуальность и при этом ладить с окружающими. Без чувства уверенности невозможно раскрытие творческого потенциала, поэтому мы хотим, чтобы каждый день дети чувствовали себя уверенными в том, что их слушают и слышат. Наша цель – это воспитание счастливых детей». Вот так: ни больше ни меньше. Распорядок в päiväkoti мало чем отличается от российского: Основным Законом об образовании детям гарантированы не только прогулки и «тихий час», но и обязательные утренние и дневные занятия, иногда принимающие форму беседы, например: «Какими должны быть друзья?» или «Мы все разные, но нам весело играть вместе».

Конечно же, детей учат беречь водопроводную воду, бумагу для рисования и объясняют принципы сакрального для всех финнов процесса переработки мусора: почему картонки из-под молока надо выбрасывать в один контейнер, а банки из-под джема – в другой. Шестилетки готовятся к школе и занимаются по собственному плану дошкольного образования. Особая роль в их расписании отводится оценке навыков и умений, тестирование проводится воспитателем в начале и конце учебного года (Lapsen Esiopetuksen Suunnitelma – форма, разработанная Министерством образования).

В него, например, входят следующие пункты: «Моторика» (умение рисовать геометрические фигуры, прыгать на одной ноге, резать ножницами); «Владение экспрессивной речью» (умение рассказать свою историю и прокомментировать чужую); «Социальные навыки» (умение играть с другими, следовать правилам игры, обращаться с просьбой, ждать очереди); «Ежедневные навыки» (умение пользоваться ножом и вилкой, застегивать молнию, убирать за собой) и т. д. Вот, кстати, еще один миф об избалованности «заграничных» детей – на самом деле маленькие финны демонстрируют чудеса самостоятельности.



Мила Мёллер,воспитатель в частном детском саду:

В Национальной Программе Раннего Обучения написано, что детские сады должны создавать благоприятную атмосферу для роста, обучения и развития личности ребенка. Как достигается эта атмосфера, решает каждый садик в отдельности, но мне кажется, что очень многое зависит от внимания учителей: мы наблюдаем за игрой и помогаем развить социальные навыки, собираем «портфолио» из детских рисунков и поделок и отслеживаем, как улучшается мелкая моторика. Уже в возрасте трех лет можно понять, какая у ребенка стратегия обучения и поведения в группе, какие возможные сложности ждут его в школе – понять и помочь заранее. Это один из ключевых моментов в дошкольном образовании: с помощью наблюдений выявить возможные проблемы как можно раньше и тем самым снизить до минимума стресс в школе.

Наталья Коренева, домохозяйка, мама троих сыновей:

 Двое моих детей ходят в государственный детский сад. И за многие, произошедшие с ними за полтора года перемены, мне бы хотелось поблагодарить не только воспитателей, но и саму политику садика. Детей учат самостоятельности, умению быть частью пусть пока маленького, но общества: то есть умению убирать за собой, слушать, улаживать конфликты, уважать существование различий между детьми, помогать другим.

Я б в учителя пошел…

Ну а теперь о главном. Согласитесь, каким бы ни было финансирование, сколько бы ни гарантировало законодательство право на качественное образование и какие бы задачи ни ставили перед собой садики, школы и университеты – без высокого уровня преподавания все это не будет иметь никакого смысла. Так вот и уровень, и квалификация преподавателей – это отдельный предмет финской гордости. Начнем с того, что подавляющий процент учителей имеет высшее университетское образование: учителя-предметники всегда обучались в университетах, для учителей начальных классов университетский диплом стал обязателен в начале 70-х годов, а для воспитателей детских садов – в начале 90-х. Воспитателям, так же как и учителям дошкольных классов, достаточно получить степень бакалавра, для всех остальных обязательна степень магистра (5 лет обучения). Более того, попасть «в педагогику» не так-то и просто: в Хельсинки из всех, подавших документы на Факультет Образования, поступают только 8 % (10-20 % в других городах). В 2007 году в стране было зарегистрировано 6000 заявок на 750 мест в ВУЗах! Следствием такого «академического», если не сказать селективного, подхода к обучению и выбору учителей стало уважительное отношение общества: по данным опроса, проведенного главной финской газетой “Helsingin Sanomat”, из множества профессий 26 % населения считают интересной и уважаемой именно профессию учителя.

И потому каждый год сознательно (а не от безысходности, лишь бы поступить куда-нибудь…) тысячи молодых людей решают сеять «разумное, доброе, вечное». Даже несмотря на то, что количество кандидатов на преподавательскую позицию в столице может доходить до 40 человек на место (притом, что учителя получают небольшую, по финским меркам, зарплату, около 1,500 евро в месяц!). Добавим, что финские учителя находятся в постоянном процессе самообучения: к их услугам сотни курсов повышения квалификации, семинаров и конференций, посещение которых не просто приветствуется, а подразумевается как само собой разумеющееся, ведь Финляндия проводит политику «образования длиною в жизнь» (lifelong education).

Лаура Лоукко, студентка, Факультет Учительского Образования в Раума, специальность «Классный учитель»:

Конечно, многие скажут, чтобы хорошо зарабатывать, надо изучать информационные технологии и компьютерную инженерию, потому что преподаватели получают примерно столько же, сколько и продавцы в Stockmann. Но мне кажется, что преподавать идут потому, что очень хочется именно учить, быть частью чего-то важного для страны и общества, а не из-за того, что поставлена задача зарабатывать «миллионы». Было время, когда педагогическое образование вдруг перестало быть популярным, но сейчас совсем другая ситуация.

Эрно Лехтинен, профессор, декан Факультета Образования Университета Турку:

Преподавательская деятельность на любом уровне (в начальной школе, в вечерней школе для взрослых, в университете) неотрывно связана с исследовательской деятельностью. Возможно, это является отличительной чертой образования, которое мы даем выбравшим педагогику, – учитель-исследователь. Это совершенно не означает, что преподаватель, занимаясь методологией, не соприкасается с практической стороной своей профессии, наоборот, он учится аналитически мыслить.

Начиная с университета, когда студенты должны написать довольно серьезную научную работу, используя различные методы наблюдений, оценки, анализа статистических данных, мы стараемся развить в будущих учителях умение аргументировать, работать с теорией и делать выводы из практики. Довольно большая часть государственного бюджета финансирует работу исследовательских групп, потому что именно в этом сочетании – научная работа и практика – мы видим сильную сторону финских преподавателей.

 За партой - бабушки!

В соответствии с образовательной политикой страны, «каждый человек имеет право на непрекращающееся самосовершенствование и обучение». И самое интересное (но, впрочем, отнюдь не неожиданное, если мы говорим о Финляндии), что право это не просто прописано на бумаге. Сколько бы не было лет «ученику» – пять, двадцать пять или семьдесят пять – все направлено на то, чтобы мотивировать его получить знания, помочь с выбором, подстроиться под его желания и возможности.

Ежегодно около 1,7 миллиона человек участвует в программах дополнительного образования для взрослых – учитывая размер населения, это огромная цифра! В стране насчитывается около восьмисот учебных организаций, в которых мамы, папы, бабушки и дедушки могут штудировать учебники и восполнять пробелы в знаниях. Более того, большинство программ и курсов предоставляются бесплатно.

И вот подумаем теперь: когда государство предоставляет все возможности для гармоничного развития и роста личности, когда каждый человек в стране имеет реальную возможность учиться вне зависимости от возраста и дохода, когда сами учителя не прекращают процесс самообучения, – каких еще результатов можно ждать от Страны тысячи озер? Нет, все-таки титул «страна – лидер по образованию» Финляндия заслужила на все 100 процентов...

Ксения Кошелева.


30.04.2009

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Айболит говорит по-фински

Стратегия долгожительства в Финляндии

Чистая хирургия Ортон

Россия и Финляндия: формула здравого смысла

В брак не вступишь, если читать не научишься!

Эркки Туомиоя: «Мой рабочий день не имеет ни начала, ни конца»

Финская подземка похожа на длинную вилку

Почувствуете разницу, или Финн финну рознь

Нормальные звезды

К вам приходит вот что – почтальон и почта!

ИноСтранная Финляндия

Apteekki – место, где умеют хранить секреты

Школа «постмелового» периода

Светлячки на дорогах

Жизнь по расписанию

Медицинский туризм – реальность?

Лапландская лихорадка

На завтрак в Хельсинки!

Эта странная-странная финская кухня

Финское чудо

Особенности финского социализма

Кофейное настроение Финляндии

Страна для Женщин

Ульрика Ханнула: «Я стараюсь не пить кофе где попало»

Звездный маршрут

Эта старая - старая финская сказка

Некурящая страна

Аквапарки Финляндии

"Зеленая" идея" Финляндии

Экожизнь!

Родина причудливых форм

Финляндия – секулярная страна, и народ здесь правильный и практичный

В гостях у Карла Фацера

Модель правильной жизни

Негласный закон финна

Как сэкономить на дороге!

Приятного просмотра!

Привилегии для хвостатых

Собачья жизнь по-фински

«Скандинавской школе» - 10 лет!

Экотехнологии – «секретное оружие» финнов

Где в Финляндии жить хорошо?

Маленькая страна?..

Пора на рынок!

Ностальгия за 10 евро

Финский ответ на квартирный вопрос

Таинство утилизации

Правила участия в конкурах от STOP in Finland

Разумный подход

На кухне с клоунессой

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии