Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Сокровища «Фрау Марии»

Тема: История  Деньги  Путешествие  

Журнал No: 10(92)


Главный поток сокровищ из Европы в Россию шел не только по суше, но и на судах, плывших вдоль финского побережья. Но некоторые так и не сумели довезти свой драгоценный груз до гранитных невских причалов.

На дне Балтики

Одним из них стало голландское судно «Фрау Мария». 12 августа 1771 года оно вышло из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом уникальных произведений искусства, купленных у наследников известного голландского мецената и коллекционера Геррита Браамкампа. Русская императрица стала обладательницей коллекции картин голландских художников, среди которых числились произведения лучших учеников Рембрандта и, возможно, самого великого мастера. Это были полотна маслом и офорты.

Предположительная стоимость картин составляла от 50 до 80 тысяч рублей. Для сравнения следует сказать, что каменный дом для шведского дипломатического представительства в центре Москвы оценивался не более чем в 20 тысяч рублей. Дорогие покупки на амстердамском аукционе, где шла с молотка коллекция Браамкампа, сделали и приближенные русской императрицы. Новыми хозяевами картин стали канцлер граф Никита Панин, вице-канцлер князь Александр Голицын, граф Чернышев, граф Разумовский и еще ряд не менее важных сановников.

Все эти сокровища были погружены в трюм судна «Фрау Мария». Отплыв из Амстердама, где проходил исторический аукцион, корабль с дипломатической почтой заходил в порты Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 октября 1771 года судно отошло от берега города Турку (в то время города Або). Далее последовало самое неприятное - начался шторм. Тяжело груженное судно было выброшено на мель. Капитан Рейнуд Лоренс был готов к тому, что судно будет разбито, но первая большая волна сняла его с мели. Однако это не помогло - от удара о камни было утеряно перо руля.

Дальнейшая борьба за «Фрау Марию» была бессмысленна. Не имея возможности маневрировать, судно налетело на скалу. Трюм начал постепенно заполняться водой. Команда еще несколько суток с утра и до заката откачивала воду помпами. Только к ночи экипаж на шлюпках добрался до острова, где без сил упал на землю и забылся тяжелым сном. Финские рыбаки, приплывшие на помощь «Фрау Марии», тонущей в районе Турку, были бессильны и ничем не могли помочь спасению груза. Свинцовые ящики, в которые паковались картины, были настолько неподъемными, что перед их погрузкой пришлось разбирать корму, поэтому рыбакам только и оставалось, что наблюдать, как пучина поглощает «Фрау Марию».

Постепенно судно скрылось под водой, унося с собой одну из самых замечательных коллекций художественных произведений. 11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправил на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля «Фрау Мария». Гневу Екатерины не было предела: по ее мнению, операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянула с помощью. Между Екатериной Великой и ее кузеном Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III, подъем парусника так и не состоялся, потому что «Фрау Мария» таинственно исчезла с места крушения. Корабль-призрак обнаружили через много лет.

Она была почти не повреждена

Российский царский двор постепенно перестал интересоваться судьбой драгоценного груза, на его поиски были необходимы огромные средства, Екатерина Великая сочла предприятие сомнительным. И, наверное, о бедной «Фрау» забыли бы окончательно, если бы летом 1999 г. группа финских ныряльщиков, которыми руководил Рауно Койвусаари, не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину. Впрочем, этому событию предшествовали долгие поиски. Рауно Койвусаари методично исследовал воды Балтийского моря. Он обладал точными ориентирами, указанными в архивных документах, и знал, что в этом районе нет течений. Потратил уйму собственных денег и уже стал сомневаться в удачном исходе дела, предполагая, что за 240 лет «Фрау Марию» разрушило море. Он поднял на поверхность десятки кораблей с золотом. Иногда ему казалось, что пора бросить затею, на которую было потрачено 10 лет жизни. И вот однажды на глубине в 41 метр, неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё, аквалангисты увидели корабль, стоявший на киле. Две мачты, возвышавшиеся над палубой, не оставляли сомнений, что это судно XVIII века. Рауно подплыл ближе, увидел, что корпус практически не поврежден. Дальнейшие исследования судна не оставили сомнений – это Vrouw Maria!

Рассказывает президент российского благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академик Артем Тарасов:

Рауно Койвусаари удалось установить, что груз не пострадал при крушении корабля. Кстати, перед тем как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться.

На борту может оказаться около 300 картин. Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей «Фрау» несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. Они по своему исполнению очень похожи на наши изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.

Артем Тарасов уже давно живет историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет. Полгода он провел в голландских архивах, выясняя тайну корабля-призрака. Летал в Эквадор к ищущему сокровища в водах Тихого океана легендарному Рауно Койвусаари. Для спасения «Фрау Марии» Артем и Рауно даже создали совместное предприятие.

Нашли спонсора – гражданина Монако Къелля Эдвалла, друга Жака-Ива Кусто, профессионала по подъему кораблей. Эдвалл дал согласие участвовать в операции по подъему «Фрау Марии», но на российские деньги. Свое согласие на финансирование дал известный российский меценат, глава компании «Метрополь» Михаил Слипенчук. При изучении архивов стало возможным определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, Тарасову удалось обнаружить документы об аукционе.

Имена четырех дилеров были точно установлены – все вместе они выкупили 27 работ выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро. Достоверно известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу. По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может достигать более миллиарда евро. Содержимое «Фрау Марии» считается одним из самых ценных грузов в истории из всех обнаруженных на затонувших суднах.

Поднять можно, но нельзя

Казалось бы, что может быть проще - судно найдено, технические возможности по сравнению с XVIII веком позволили бы совершить подъем судна в течение месяца. Но, согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 г.).

По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Между Министерством античности Финляндии и группой Рауно Койвусаари началась самая настоящая война. Чиновники из Министерства вообще запретили ныряльщикам приближаться к «Фрау Марии».

Поисковики-аквалангисты проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Однако юридическая база, на основе которой принималось решение о том, что «Фрау Мария» полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают и ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми.

Содержимое «Фрау» официально принадлежало Екатерине Великой. Это значит, что Россия как правопреемница собственности Романовых имеет на него весомые права.

Как замечает начальник управления Росохранкультуры Б. А. Боярсков (г. Москва):

«Жизнь гораздо интереснее любых детективов. С кораблем "Фрау Мария" сложилась уникальная ситуация, о которой можно писать книги и снимать фильмы. Кстати, уже есть предложения продюсеров по организации съемок. Но мы должны понимать, что мяч на финской стороне. И решение о нашем участии в проекте тоже. В Финляндии свой бюджетный процесс, и раньше 2009 года финны выделить средства на этот проект не смогут. Существуют разные позиции, в том числе и позиция археологического ведомства Финляндии, с точки зрения которого, самый лучший способ сохранить археологические сокровища - это их не трогать. Однако мы считаем, что это консервация и реставрация».

Не выгода, а поступок

Впрочем, организаторы проекта по подъему судна во главе с Артемом Тарасовым в юридические дебаты вступать не собираются: главное - как можно быстрее достать сокровище. «Мы сами предложили финнам поднять судно, не касаясь вопросов правообладания, иначе процесс по подъему ценностей грозит затянуться еще на много лет», - комментирует ситуацию президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов. приступили к конкретной проработке методики подъема корабля.

О том, какой она видится, рассказал корреспонденту STOP in Finland генеральный директор ООО «Балтспецфлот» - петербургского предприятия, специализирующегося на подобных работах, Андрей Шпигель:

- «Фрау Мария» лежит на глубине в 41 метр, на полтора метра зарывшись в донные отложения. Есть два варианта извлечь ее сокровища. Первый - поднять весь корабль целиком. Второй - оставить судно на дне, проникнуть в трюмы, не трогая корпус. У каждого варианта свои плюсы и минусы, но специалисты пока склоняются к первому варианту.

Руководитель «Балтспецфлота» демонстрирует операцию на макетах: - Представьте себе: на затонувшее судно «одевается» специальная сварная конструкция. От этой конструкции под корпус «Марии» подводятся мягкие стропы из прочной искусственной ткани (жесткие могут разрушить корабль при подъеме; хоть состояние дерева признано хорошим, рисковать не хочется), образуя люльку. Дальше с помощью понтонов и мощного судового крана траверсы поднимают вместе с «Фрау Марией». И вся конструкция транспортируется в док. - Это пока концепция, - объясняет Андрей Шпигель. - Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его шпангоуты, а также исследовать дно.

- Как отнеслись к существованию проекта по подъему судна в Финляндии?
- До сведения финской стороны, которую представляют сотрудники музейных и культурных ведомств, была доведена информация о крайней заинтересованности России в его реализации, о готовности нашей стороны в кратчайшее время осуществить судоподъемную операцию, о возможности финансирования всех работ российскими частными предпринимателями. Мы провели в Москве международную встречу по перспективному сотрудничеству в рамках проекта по подъему торгового судна «Фрау Мария». И мной, руководителем предприятия, профессионально занимающегося подъемом затонувших объектов, судов, боевых кораблей и подводной лодки, была представлена детальная концепция операции по подъему судна и отдельно самого груза. Заинтересованность и глубокая проработка вопроса нашей стороной поразили представителей Финляндии, Швеции и Голландии.

- И дала надежды на благополучный исход?

Увы, дальше обмена мнениями дело не пошло. До сих пор на вопросы и предложения, поднятые на конференциях, финская сторона не дала никакого ответа. Летом 2009 г. мною была предпринята встреча с Генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа, на которой ему было передано письмо президенту Финляндии г-же Тарье Халонен от президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, в котором мы изложили план своих действий и высказали просьбу о принятии решения о поднятии судна «Фрау Мария» или его груза. И в том и в другом случае реставрационными работами по восстановлению груза готовы заняться сотрудники Государственного Эрмитажа России.

Однако и это письмо осталось без ответа. Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, когда Финляндия будет праздновать 100-летнюю годовщину декрета В. И. Ленина о предоставлении ей суверенитета. После этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Мария» снимется автоматически.

Предполагается, что в дальнейшем спор будет решаться уже на уровне двух государств. В данном случае финское законодательство расходится с международным. Ведь в международных законах прописано, что найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. По словам Артема Тарасова:
«Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок. Мы не обсуждаем права собственности, все ценности, которые нам удастся поднять и сохранить, будут принадлежать европейскому сообществу. Задача проекта - реально увидеть, какие тайны скрывает корабль, и вернуть хотя бы часть сокровищ, которые он хранит».

Светлана Аксенова


Из письма президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академика Артёма Тарасова президенту Финляндии госпоже Тарье Халонен

Мы понимаем, что принять решение о начале операции по спасению корабля Vrouw Maria могут только первые лица государства. С нашей стороны и бывший президент, а ныне премьер-министр России В. В. Путин, и настоящий президент Д. А. Медведев полностью поддерживают эту нашу инициативу и изложенный в настоящем письме подход к сотрудничеству в этом совместном проекте. Нам этот проект видится как открытая публичная акция международного масштаба.

Трансляция этапов подъёма судна будет осуществляться по всему миру в режиме реального времени в Интернете и по телевизионным каналам, за ними будут наблюдать миллиарды людей, что, несомненно, сыграет большую положительную роль в формировании позитивного имиджа Финляндии и России. Просим Вашего содействия в принятии решения о подъеме судна Vrouw Maria в рамках совместного дружеского проекта Финляндии и России и поручить сформировать на основе международной комиссии штаб организации спасения судна, с обозначением сроков проведения судоподъемной операции в 2010 году. P. S.

Когда номер был готов к печати, Артему Тарасову пришло приглашение из Музейного управления Финляндии с предложением о встрече русских и финских экспертов для обсуждения возможности подъема судна. STOP in Finland планирует держать своих читателей в курсе событий.


01.12.2009

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Летний отдых в Сайменском регионе

Новый образ - новые впечатления!

Топ-6 финских мест в Петербурге

Зимние развлечения под лучами весеннего солнца

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Стратегия долгожительства в Финляндии

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Золотое сечение Ольги Кузиной

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

Киммо Ярва: «Год был трудный, но он закончился»

И пусть весь мир подождет!

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

Хельсинки – детям

Всё ещё только начинается!

Книга, которую стоит прочесть

На балтийской волне

Открытие века переносится на 2018 год

INWETEX-CIS Travel Market 2014

Первый круиз Viking Line из России

Деньги из воздуха идут на добрые дела

Если звезды зажигают...

Готовимся к сезону

Турист № 1

На пути в государство неба

Eще одна причина летать

Врата Арктики

Жизнь по расписанию

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

INWETEX-CIS Travel Market 2012

Лапландская лихорадка

Медицинский туризм – реальность?

Продано!

Азбука парковки

Эрмитаж останется на дне Балтики?

Пляжный сезон

На языке ветра

За 900 рублей в Финляндию!

Кофейное настроение Финляндии

Чудо-велосипед

Звездный маршрут

Взгляд свысока на поле для гольфа

Торговая «навигация»

Эта старая - старая финская сказка

Некурящая страна

МотоКультУра

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии