Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

В поисках утраченного времени

Тема: Деньги  История  Путешествие  

Журнал No: 10(102)


А вы путешествовали на финском поезде? Каждому, кто хоть раз становился его пассажиром, наверняка запомнилось время, проведенное в дороге. Здесь нет привычной для русского человека железнодорожной суеты, и в пути вас не настигнет ощущение потерянного времени. Вы выпьете чашечку финского кофе, и, пока ваши дети заняты в игровой комнате, узнаете последние новости из свежей прессы.

А если вы считаете, что время – это деньги, то финский поезд - самое подходящее место для того, чтобы углубиться в работу - удобные сиденья снабжены электропитанием для подключения ноутбука. Финские железные дороги – это сказка для самых требовательных путешественников. Попасть в эту сказку не трудно, просто купите билет на поезд. И не забудьте журнал STOP in Finland, ведь сегодня вы отправляетесь в прошлое.


«Как? Вы еще не знаете? Прибыл первый поезд из Хельсинки!»

Рассматривая карту, видим, как тянутся железнодорожные ниточки от России к Финляндии, связывая старых северных соседей все крепче. Меж тем, это не просто дороги, а самые настоящие исторические связи. Все началось в середине 19 века. Тогда Суоми была «автономным» регионом Российской империи и именовалась Великим княжеством Финляндским. Оправдывая свое название, «страна тысячи озер» имела лишь водные пути сообщения. В начале 1800-х годов именно озера, каналы и реки служили для перевозки экспортных и импортных товаров. Однако было большое неудобство – южное побережье Финляндии оказывалось не соединенным с внутренними водными путями. А потому проведение сухопутного маршрута, который бы связал все части страны, было серьезной задачей.

Еще в 1849 году по указу финляндского генерал-губернатора Александра Сергеевича Меншикова транспортный совет по дорогам и водным путям начал рассмотрение проекта строительства железной дороги, которая соединила бы столицу Финляндии и Хямеенлинну. В результате было принято решение о строительстве конной 96-километровой железной дороги. Но реализации проекта пришлось ждать более десяти лет. Сначала ей помешала начавшаяся Крымская война, а затем разгоревшиеся споры из-за дороговизны предприятия. После многочисленных дискуссий решение о строительстве железной дороги все же было принято по инициативе Александра II. Правда, пришлось отойти от прежнего плана и конную тягу, заметно устаревшую, заменить паровой.

Окажись 31 января 1862 года в Хааменлинне, вы бы заметили всеобщее оживление. А на вопрос, заданный прохожему, в чем же дело, вам бы с радостью сообщили: «Как? Вы еще не знаете? Прибыл первый поезд из Хельсинки!» Так было положено начало железнодорожной эре в Финляндии. Кстати, уже тогда финны проявили озабоченность безопасностью движения. Первая железнодорожная линия была спроектирована с учетом того, что на ней не должно было оказаться ни единого переезда.

Связь двух столиц

О том, что есть самая живая потребность связать столицы Российской империи и Великого княжества Финляндского железнодорожным сообщением, было понятно еще до Крымской войны. Изыскания для прокладки дороги начались в конце 50-х годов, но дело продвигалось слишком медленно. Даже после того, как выборгские купцы предложили финансирование для строительства ветки между Петербургом и Выборгом, работа не сдвинулась с мертвой точки. Только благодаря стараниям генерал-губернатора Финляндии графа Адгерберга сейм Великого княжества выделил средства на сооружение железной дороги. «Пошлины за винокурение и продажу питий» были названы одним из источников финансирования, другим стали субсидии из российской казны.

Будущая магистраль пролегала от Выборгской стороны Петербурга через Выборг до станции Риихимяки, находящейся на ветке Хааменлинна-Хельсинки. Территория, отведенная под путевое полотно, принадлежала российской казне и частным лицам. Среди тех, кто безвозмездно подарил свои дачные участки финляндской железной дороге, были известные фамилии того времени - граф Левашов, князь Голицын, графиня Бруннер и другие.

Еще до начала проектирования возник принципиально важный вопрос – какова же будет ширина железнодорожных путей? Выбрать принятую в Европе 1435-миллиметровую колею или же широкую русскую 1524-миллиметровую? Остановились на второй, ведь благодаря этому могла быть возможна бесперевалочная транспортировка грузов из Финляндии в Россию и наоборот. Заметьте, благодаря этому решению мы и сегодня можем без проблем путешествовать из России в Финляндию, не меняя колес у железнодорожных составов.

К всеобщей радости торжественное событие наконец состоялось - в феврале 1870 года в здании только что построенного Финляндского вокзала было объявлено об открытии ветки Санкт-Петербург-Риихимяки, строительство которой заняло лишь два года. Хороший темп работы? Даже по современным меркам.

Заблудший циферблат


Ни одна сегодняшняя турфирма не предложит вам билет на финский паровоз конца 19 века. А жаль. Лишь представьте себе… в вагоне привычный железнодорожный запах дегтя, за тяжелой шторой с золотыми кистями окно, в нем виднеется небольшое деревянное здание вокзала. На всем протяжении пути здания то меньше, то больше, но все станции очень похожи. На перроне массивные лакированные скамейки, по ночам горит ослепительно-белый свет от керосино-калильного фонаря – каждый вечер служащий в финской железнодорожной форме чистит стекла, доливает керосин.

Прежде чем поезд отправится в путь, дежурный с ручным семафором ударяет в колокол, и только после третьего звонка паровоз загудит и медленно тронется с места. На всех служащих голубые кепи и форменные тужурки. За билет в первом классе вы бы заплатили три копейки, за проезд в ночном вагоне еще три рубля. Не трудно догадаться, в вагоне какого класса мы ездим сегодня, если в царской России в черный красили товарный, в синий - вагоны первого класса, в желтый – второго, а в зеленый – третьего.

Во всех купе обязательно висела надпись: «Ala silkea latialla!», в переводе – строгое предупреждение: «Ты не плюй на пол!». Несмотря на то, что Финляндия входила в состав России, она обладала достаточной автономией для того, чтобы иметь свои таможни. Путешествуя в ту пору из Петербурга в Хельсинки, на станциях Белоостров или Терийоки вам бы пришлось пройти таможенный досмотр ручной клади. К ввозу были запрещены водка и спирт, а вино, сахар, сладости, табак, чай и… игральные карты облагались пошлиной.

Прибывшие из Петербурга в Куоккалу (ныне Репино) пассажиры переводили свои часы на двадцать минут назад – такую разницу во времени имели Россия и Финляндия. На этом, правда, разница не ограничивалась. Пассажиры буквально путешествовали во времени, ведь в Финляндии действовал григорианский календарь, а в России – юлианский. Выезжая из России 1 ноября, вы прибывали в Хельсинки не раньше 14-го. Однако граница была в большей степени условной, даже несмотря на таможенный досмотр. Через реку Сестру, разделявшую российский и финский берега, вели многочисленные мосты, которые не контролировались таможенниками. А крестьяне и того больше – переходили реку вброд. Финляндия настолько поражала русского человека своей природой, тихой красотой озер, валунов, снега и льда, что стала любимым местом отдыха, а железнодорожное сообщение делало его доступным. Многие русские покупали здесь имения.

Позже Финляндия стала символом дореволюционной России для многих эмигрантов. Так, Осип Мандельштам писал из Франции: «Маленькая аномалия: тоску по родине я испытываю не о России, а о Финляндии». У каждого свои воспоминания. Поэты и писатели превращают их в образы, бесценные и вневременные. Это произошло с Осипом Мандельштамом, и это же случилось с финским писателем Антти Туури, автором книг, в которых главным героем выступает железная дорога: «Большой оружейный поезд из Санкт-Петербурга» (Suuri asejuna Pietarista, 2006 г.) и «Большой зерновой поезд из Сибири» (Suuri viljajuna Siperiasta, 2009 г.).

Он много занимался исследованием движения поездов, изучал, как выглядели первые локомотивы. А еще у него была память, уникальные личные ощущения от железной дороги. Специально для STOP in Finland он согласился ими поделиться:

«В детстве я жил в Каухава в Похьянмаа, недалеко от железной дороги. И поезда были для меня частью будущего дня. Мы смотрели на них, считали нескончаемо бегущие мимо вагоны товарного поезда, дышали запахом, источаемым шпалами. И он, словно печенье «Мадлен», которое обессмертил Марсель Пруст в книге «В поисках утраченного времени», переходил из разряда реальности в разряд воспоминаний, от которых было уже никогда не избавиться».

Размышляя о современной железной дороге, Антти Туури сравнивает путешествие на поезде и на самолете. И очень ценит преимущества поезда, ведь «километры видимого пути проще понимать умом и вообще соотносить их с человеческим существованием. Проносящиеся под крылом самолета страны и даже континенты, как правило, оставляют ощущение пустыни души. Поезд - это всегда относительная свобода, возможность совершать небольшие прогулки в вагон-ресторан, по дороге бросая взгляд на сменяемые за окном пейзажи, а потом сразу оказаться на вокзале в центре города, пойти по своим делам, не утруждая себя необходимостью думать о продолжении следования». А еще финский писатель рад, что сегодня железнодорожные агентства Финляндии предлагают множество интересных вариантов путешествия, и рассказывает, что скоро он с женой совершит тур в Европу c InterRail. Это так называемый железнодорожный Европейский проездной. Из десяти дней они планируют пять свободно ездить по Европе, самостоятельно выбирая направление и не тратя при этом дополнительных средств. InterRail предлагает проездные билеты разной длительности. У Финляндии нет железнодорожного сообщения с Европой, поэтому их путешествие в Болонью начнется на пароходе, плывущем от Хельсинки до Травемюнде (Германия), а потом продолжится по железной дороге в Европе. Это позволит увидеть многие страны и при этом сохранить ощущение свободы.

Доступней, тише, экологичнее!


Строительство все новых и новых железнодорожных маршрутов продолжалось. Промышленность развивалась, а значит, требовался доступ в самые разные уголки страны. До приобретения Финляндией независимости в 1917 году было завершено строительство основной железнодорожной сети. И только в 1960-х годах вновь возобновилась активная работа по строительству и реорганизации работы железных дорог. Финляндия начала программу электрификации относительно поздно, лишь в 1968 году. Для сравнения, в СССР значительные участки электрифицированы еще в 30-х годах.

Но была в этом и финская хитрость – подождав несколько десятков лет, финны смогли выбрать самые современные технические решения, лучшую и проверенную систему электрификации на переменном токе. Сегодня электрифицировано более половины линий страны. Теперь не такое уж и далекое прошлое позади. Самое время поинтересоваться, чего же достигли финские железные дороги за свою полуторавековую историю? Многого! Протяженность сети железных путей на сегодняшний день составляет 5 794 километра.

Для сравнения – это расстояние от Санкт-Петербурга до озера Байкал. Начатая еще в 80-х годах работа по увеличению скоростей движения имеет заметные результаты. К 2005 году сеть скоростного пассажирского сообщения окончательно сформировалась - сегодня полигон курирования скоростных поездов, развивающих скорость до 220 км/час, охватывает все основные направления, а количество их рейсов в сутки равно 40.

Финская государственная железнодорожная компания VR Ltd не прекращает совершенствоваться. Изобретаются все более новые и удобные способы информирования пассажиров. В первую очередь – мобильные сервисы, оповещающие о помехах движению, нештатных ситуациях, графике движения поездов и об услугах станций. О том, что всю эту информацию можно найти в Интернете, и говорить не будем – это само собой разумеется. Покупка билетов упрощена до минимума. Желающие путешествовать могут купить билет через сайт VR, свой мобильный телефон или в сети киосков «R-kioski». Не оставлено без внимания и повышение экологической сознательности населения Финляндии. Ведя работу по сдерживанию глобального изменения климата, концерн VR принял на себя 12 экологических обязательств, которые должны быть исполнены до конца 2012 года. Снижение двуокиси углерода на железнодорожном транспорте в два раза и двадцатипроцентное снижение расхода энергии на перевозку одного пассажира – важнейшие из принятых обязательств. В рамках этой работы запланировано и благоустройство пристанционных территорий, снижение шумовых и вибрационных помех, усиление чистоты в поездах. Совершенству действительно нет предела!

Быстрее. Еще быстрее!


Подобно тому, как 140 лет назад начало железнодорожного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом открыло новую эру в отношениях двух наших стран, сегодня скоростные поезда способны совершить еще одну маленькую революцию, значительно сократив время в пути. Осознавая необходимость организации скоростного сообщения, российская и финская железнодорожные компании пришли в 2006 году к решению создать совместное предприятие Oy Karelian Trains Ltd, после чего заказали итальянской компании Alstom строительство суперскоростного поезда. Сегодня перед нами результат работы – новые удивляющие своими возможностями поезда «Аллегро». Название им выбрали говорящее.

Итальянское слово «allegro» вмещает в себя не только понятие «радостный», но и отсылает к быстрому музыкальному темпу. Оборудованные с максимальным уровнем пассажирского комфорта, эти составы смогут развивать скорость до 220 км/час. Из поражающих воображение «способностей» поезда, например, технология наклона кузова на 8 градусов, что позволяет во время прохождения поворотов нейтрализовать действие центробежной силы, а значит, не только увеличить скорость на таких участках, но и миновать их с максимальным для пассажиров комфортом. Чудеса на этом не заканчиваются. Благодаря дублированию систем подачи электроэнергии, сигнализации и радиосвязи «Аллегро» могут использоваться на территории Финляндии и России. А новые технологические решения и улучшенная защита помогут решить проблемы, связанные с эксплуатацией в зимних условиях. К чему, спросите вы, приведут все эти нововведения?

К тому, отвечу я, что с 12 декабря 2010 года, покупая билет на поезд до Хельсинки, вы больше не встретите в расписании привычных «Сибелиуса» и «Репина». Зато вам будет предложен новенький «Аллегро», который сэкономит время и порадует комфортом. Ежедневно из обоих городов будут отправляться два рейса, а к лету 2011 года обещано четыре. Московский же поезд «Лев Толстой» не пропадет из расписания, продолжив работу в обычном режиме. Значительное сокращение времени в пути связано не только с технологическими возможностями «Аллегро», но и с новой организацией прохождения пограничного и таможенного контроля. Это стало возможно после того, как РЖД удалось добиться внесения в закон «О государственной границе» изменений, позволяющих проводить таможенный контроль не в специальных пограничных пунктах, а прямо в поезде.
Погранично-таможенные формальности (пограничный контроль и таможенный) в скоростном поезде Аллегро на территории Финляндии будет проходить на участке Вайниккала - Хельсинки, а обратно - Хельсинки - Вайниккала.

  Схема работы финских пограничников при этом не изменится – они будут проверять паспорта на отрезке от Вайниккалы до Коуволы. И напоследок хорошая новость для путешественников. В Финляндии существуют удобные проездные абонементы, приобретя которые, пассажир может отправиться в любой уголок страны. С помощью Finnrail Pass у вас будет возможность ездить на поезде без ограничения три, пять или десять дней в течение месяца. Finnrail Pass создан специально для тех, кто имеет постоянное место жительства в какой-либо стране, кроме Финляндии. Есть и другой проездной билет, о котором мы уже говорили, – это InterRail. Он действителен в течение одного месяца три, четыре, шесть или восемь дней по выбору пассажира.

Подробная информация - www.vr.fi

Полезная информация

Перевозка ручной клади (действительно с 12.12.2010 года)

Пассажир может перевозить с собой ручную кладь, если её перевозка не противоречит таможенным или иным правилам официальных органов. Багаж не должен причинять опасности или вреда здоровью пассажиров, окружающей среде или имуществу.

По одному билету может перевозиться:
• груз, габариты которого не превышают 100 x 60 x 40 см
• пассажир, путешествующий по взрослому билету, может перевозить бесплатно два чемодана и, при наличии места в поезде, два чемодана за плату. Дополнительный багаж оплачивается заранее в билетных кассах вокзала
• ручная кладь перевозится в указанном для этого месте, в одном вагоне с самим пассажиром
• под ручной кладью не подразумеваются мелкие предметы, например портфель, женская сумка и фотоаппарат

Перевозка домашних животных в поезде Allegro

В поезде Allegro имеются отдельные места для пассажиров, путешествующих с домашними животными.

Билет для проезда с домашним животным на 20 евро дороже билета 2-го класса. Дополнительного отдельного билета для животного не требуется. Пассажир может перевозить с собой не более:

• двух собак, привязанных на поводке или
• одной транспортной клетки или
• одной собаки на поводке и одной транспортной клетки.

Максимальные размеры транспортной клетки составляют 60 x 45 x 25 см. В транспортной клетке можно перевозить нескольких животных.

(С официального сайта www.vr.fi)

 Таможенные правила и правила перевозки домашних животных для пассажиров - www.tulli.fi и www.customs.ru

Назад в прошлое

Если вы любите путешествовать не только в настоящем, но и в прошлом, то обязательно посетите Национальный железнодорожный музей Финляндии, ведь это одно из таких чудесных мест, где забываешь, что на дворе 21 век. Основанный в далеком 1898 году, железнодорожный музей Финляндии располагается в городе Хювинкяа, что в 50 километрах от Хельсинки. Пусть вас не удивляет местоположение музея, деревня Хювинкяа значительно увеличилась в 19 веке именно благодаря строительству железнодорожной сети Финляндии. А существующий центр города возник вокруг железнодорожной станции на отрезке Хельсинки-Хааменлинна, сохранившейся до наших дней. Музей располагается как раз рядом со станцией. Общая площадь музея - 5000 квадратных метров – здесь можно посмотреть на первое паровозное депо и разные сооружения, построенные еще в 70-х годах 19 века. Музей гордится единственным сохранившимся императорским поездом Российской империи и еще десятком паровозов 60-х годов. Если же вы устанете гулять по довольно большой территории музея, то сможете отдохнуть, прокатившись в маленьком поезде по железной дороге в масштабе 1:8.

Музей работает


По зимнему (1 сентября – 31 мая) и летнему времени.
Зимой он открыт с 12 до 15 часов (кроме вс и пн).
Вс - с 12 до 17 часов.
Выходной – пн

Летом музей работает без выходных с 10 до 17 часов. В праздничные дни 6, 24, 25, 31 декабря музей закрыт.
Цена
Взрослые - 7 евро Дети (7 - 17 лет) – 2 евро
Дети до 7 лет бесплатно

Адрес:
Hyvinkää,
Hyvinkäänkatu 9

Текст: Олеся Аксенова


30.11.2010

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Летний отдых в Сайменском регионе

Новый образ - новые впечатления!

Топ-6 финских мест в Петербурге

Зимние развлечения под лучами весеннего солнца

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Стратегия долгожительства в Финляндии

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Золотое сечение Ольги Кузиной

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

Киммо Ярва: «Год был трудный, но он закончился»

И пусть весь мир подождет!

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

Хельсинки – детям

Всё ещё только начинается!

Книга, которую стоит прочесть

На балтийской волне

Открытие века переносится на 2018 год

INWETEX-CIS Travel Market 2014

Первый круиз Viking Line из России

Деньги из воздуха идут на добрые дела

Если звезды зажигают...

Готовимся к сезону

Турист № 1

На пути в государство неба

Eще одна причина летать

Врата Арктики

Жизнь по расписанию

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

INWETEX-CIS Travel Market 2012

Лапландская лихорадка

Медицинский туризм – реальность?

Продано!

Азбука парковки

Эрмитаж останется на дне Балтики?

Пляжный сезон

На языке ветра

За 900 рублей в Финляндию!

Кофейное настроение Финляндии

Чудо-велосипед

Звездный маршрут

Взгляд свысока на поле для гольфа

Торговая «навигация»

Эта старая - старая финская сказка

Некурящая страна

МотоКультУра

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии