Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Тема: Байки о Суоми  Искусство / Литература  История  

Журнал No: 1(103)


Хотите знать, что думают о себе финны? Как они воспринимают свою историю, культуру, в какие мифы о себе верят. Тогда предлагаем вам послушать человека, который знает об этом многое. Знакомьтесь, Лаура Колбе, доктор философских наук, профессор европейской истории Хельсинкского университета, член городского совета Хельсинки. Кстати, тема интервью перекликается с ее недавно выпущенной книгой о Финляндии «Волшебная страна чудес».

—Госпожа Лаура Колбе, почему вы решили заняться изучением этой темы?

— Как историк я много размышляла над национальной финской идеей—Финляндии, как части Балтийского региона. О национальной идее заговорили после французской революции. И впоследствии довольно много рассуждали во всех странах. Теперь уже неважно, какое государство мы рассматриваем. Везде сквозь призму истории прослеживается IDENTITET. То есть с чем тот или иной народ себя идентифицирует. Мифы многих народов пересекаются и связаны между собой. И мне было интересно рассмотреть связь культуры и истории. Мифы нации о себе могут возникнуть и получить развитие благодаря некому человеку: писателю, художнику или, напротив, явлению, событию. Об этом стоит помнить.

—Пожалуйста, конкретизируйте, о каких мифах идет речь?

—У многих народов прослеживается четкая структура мифов. Миф о начале, миф о переселении, миф о неком золотом веке. Это прослеживается и в так называемой финской мифологии? В том, с чем или с кем себя идентифицируют финны?

—Есть так называемые «пути финнов»:

-Путь леса;
-Путь государства;
-Путь образования;
-Путь прогресса;


Я хочу рассказать вам о том, что такое Финляндия на примере набора фотографий. Что вы видите? Памятник Сибелиусу, здание финского Парламента, озера и лес, предметы финского дизайна, портрет Алвара Аалто. У каждого финна эти фотографии вызовут определенные ассоциации и о многом расскажут.

— Национальное самосознание финнов очень тесно связано с природой. Это некое клише. Почему?

— Картины с видом природы — стандартное объяснение, что такое Финляндия. Откуда это взялось? Песня Maamme («Наша страна») была написана по просьбе студентов Александринского университета (ныне Хельсинкского). Она стала народной и идеально совпала с идиллической картинкой, на которой изображено озеро и лес. То есть в сознании финна эта популярная песня неразрывно связана с этой картиной.

Потом эта идея бесконечно повторялась в работах известнейших финских художников золотого века: Альберта Эдельфельта и Аксели Галлен—Каллела, сделавшего иллюстрации к «Калевале». И миф укоренился в финском самосознании довольно прочно. Я, как историк, стараюсь сказать «нет» подобным стереотипам. Ведь, большинство финнов сегодня уже не живут на хуторах. И… все же, если вы спросите, что для них главное, они, конечно, ответят — лес.

—А какой самый интересный миф?

— Одним из самых интересных является миф о государственности. Меж тем, мы тесно связаны в этой области с Россией. И эта история отображается на фронтоне Дома Сословий (Säätytalo) в Хельсинки. По обеим сторонам от царя Александра I изображены в порядке очередности представители различных классов Финляндии. Ряд справа продолжают темы военной истории, военных событий. В прошлом году мы отметили 200-летие государственности Финляндии. Ее становление было бы невозможным без России. Русский император Александр I стал непосредственным участником нашей финской истории. Финское княжество и Россия работали над становлением государственности вместе.

—А как же «миф о начале», о котором вы сказали ранее? Что говорит «Калевала» по этому поводу?

—Первоначальный вариант национального эпоса «Калевала» был создан в 1830 году. События эпоса происходили между двух культур. «Калевала» — это миф об истории зарождения финнов. Его никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Знаем только, что женщины в «Калевале» были сильными. Это качество им присуще и сейчас. Это мифологическое произведение оказало огромное влияние на культуру и жизнь финнов.

—В России есть некоторый стереотип в отношении финнов, их нраве. А что такое финский нрав на самом деле?

-Мы часто слышим это определение, но не всегда можем объяснить, что это такое и, что тут является мифом. Он, прежде всего, проявляется, когда речь идет о военных событиях. Финский нрав—это дыхание, которое дает возможность и подталкивает финна идти вперед, несмотря на трудности. И этот миф передается от отца к сыну, от матери к дочери.

— Финляндия—страна не только победившего феминизма, но и победившего образования. Тут наверно тоже есть какая-то взаимосвязь с финским духом?

— Когда мы сегодня рассуждаем о финскости, то все признают, что центральное место в жизни финнов занимают образование и просвещение. Первый финский роман «Семь братьев» написанный Алексисом Киви, рассказывает о судьбе молодых людей, о том, как они пытаются стать просвещенными. Если анализировать роман, понимаешь — каждый из братьев представляет какую-то финскую черту. Может быть, поэтому это произведение необычайно популярно у драматургов и театралов. Финляндское княжество на этапе становления не было богатым, отсутствовал капитал, и финны в стране гранита и скал жили скромно и непросто добывали хлеб. Поэтому, когда Финляндия вставала на ноги, было решено, что образование в стране станет приоритетным. Оно всегда было бесплатным и никогда не было частным. Цель каждого финна — получить образование.

Вначале становления финской государственности существовало мнение, что раз в Финляндии трудно жить, трудно обрабатывать землю, то нужны люди, которые помогут облегчить условия жизни и труда. То есть — инженеры. У нас в стране распространены картины—с природой совмещённые с техническими достижениями. А меж тем, это тоже миф. Изменения в образе жизни финнов происходили очень быстро. Корни многих финнов — в сельской местности. И многие из нас только пытаются урбанизироваться. Мы все еще находимся между лесом и городом.

У финнов мнение о себе двоякое. Нас объединяет слова ДАЧА, то есть мёкки. На 5 млн. финнов приходится 500 тысяч дач. Культура выездов на выходные в свое мёкки говорит о ностальгии, желании сохранять историю семьи, помнить об ее корнях. В этих небольших избушках, финны могут хоть ненадолго вернуться к своей прежней жизни. Сегодня эти домики и новые дачи оснащены по последнему слову техники и удобства и больше напоминают частный дом. Многие праздники мы стараемся проводить за городом. Достаточно быстрое переселение финнов в город в начале второй половины XX века, естественно породило социальные проблемы: непонимание, замкнутость, алкоголизм. Когда я говорю об этом со своими студентами, то я учу их выбирать средний путь между этими двумя полюсами. Найти себя.

—Все мы знаем, что финские дизайнеры производят простые, функциональные и в то же время прогрессивные вещи…

—Техническое развитие и развитие архитектуры и искусства находятся в непосредственной близости от политики. После революции и последующего отделения Финляндии от России обнаружилось, что финский «стол пуст» и надо что-то делать. В России процветал период авангарда. А в Финляндии возник период функционализма. Дизайн серьезно повлиял на социальное развитие общества. Шедевры производились без упора на историю. Это были так называемые «чистые предметы».

К счастью, в нужное время родился великий финн, властитель умов, архитектор и дизайнер Алвар Аалто. Он объединил в своих работах функциональность и особенность отношения финнов к природе. Дерево и мрамор. Практичность и финский характер. Это породило большой спрос на бытовые дизайнерские вещи. Миф о том, что финны производят простые и функциональные вещи силен, хотя у нас в стране достаточно много, например, ампира и югенда.

—А есть какой-то миф о Хельсинки?

—Сейчас очень популярны разговоры об урбанизации. И поэтому возникает еще один миф — Хельсинки не выражает общий дух Финляндии. Если взглянуть на историю, то можно увидеть, что статус города был искусственным. Этот город считается ярчайшим примером подражания Петербургу. Хельсинки стал столицей Финляндии в 1812 году и был буквально «подарен» нам Александром I, благодаря которому началось развитие города и формирование модели государственного управления.

Но прошло время, и с появлением железной дороги Хельсинки превратился в настоящую столицу. Во время правления этого русского императора сдвинулась с точки модернизация образования. Финляндия шла через Петербург в Европу и получила возможность развивать свой рынок. Впрочем, многие европейские столицы также подвергаются нападкам, так как считается, что они не выражают общий дух страны.

—Вы много общаетесь со студентами, а в какие мифы верят они? щщ—Я однажды попросила их назвать три самых финских вещи, определяющие нацию. Они ответили: ржаной хлеб, финский нож, олень.

—Получается, что мифы могут не быть правдой, но долго жить в памяти народа?

—Это лучше объяснить на примере истории. Позвольте напомнить о легенде, в которой рассказывается о епископе Хенрике. Епископ Хенрик (финск.) или Сэнкт Хенрик (швед.), согласно легендам, совершил первый крестовый поход, вместе с Королем Швеции Эриком, и умер, как мученик предположительно в 1150 г. Согласно легенде — Хенрик был зарублен крестьянином Лалли. Эта ситуация осмысливалась финнами на протяжении многих веков. И они посчитали, что, расправившись с Епископом, Лалли хотел показать силу и желание добиться своего. Один из моих коллег даже написал большой труд по этой теме. Он много работал в архивах Ватикана и выяснил, что… никакого Епископа Хенрика не существовало вообще. И когда он пытался донести этот факт до финнов, проживающих в губернии, откуда по преданию был родом Лалли, то был встречен «в штыки», так как люди не желали это признавать. История нам показывает, что мифы — это то, на что народ опирается, что помогает ему сохранять баланс и равновесие.

Беседовала Светлана Аксенова.

Это интересно

За четверть века немецкий зодчий Карл Людвиг Энгель построил в Хельсинки 30 общественных зданий и множество частных домов. Прежде, чем приступить к работе, он целый год провел в Санкт-Петербурге, изучая русскую архитектуру. Царь Александр I и его преемник Николай I лично курировали строительство финской столицы, согласуя практически каждое архитектурное решение.

Эти два обстоятельства стали причиной того, что Хельсинки начала XIX века очень напоминает Петербург того же времени. Недаром в голливудских триллерах о Советском Союзе времен "холодной войны" в образе Ленинграда или Москвы не раз выступала финская столица, подобно тому, как в советских фильмах в эти годы роль Парижа, например, исполняла Рига.


28.12.2010

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

С улыбкой, или Послесловие к Олимпиаде

Финский Голливуд

Турист № 1

Жизнь по расписанию

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

Лапландская лихорадка

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

Звездный маршрут

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

Город круглых улиц

Вот такое кино…

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Цветы для Анны

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии