Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Тема: Деньги  История  Путешествие  

Журнал No: 2(104)


О том, как сегодня обстоит дело, рассказывает генеральный директор ООО «Балтспецфлот» (СПб) Андрей Шпигель. Это петербургское предприятие, специализирующееся на подводных работах, предложило уникальный вариант подъема затонувшего судна и участвовало в переговорах с представителями компетентных органов Финляндии.

В районе мертвых якорей

-Андрей Игоревич, год назад STOP in Finland обещал информировать своих читателей о проведении подводных работ по извлечению сокровищ с «Фрау Марии». Есть новости?

Осенью 2010 года состоялась очередная двусторонняя российско-финская встреча для тех, кто уполномочен вести диалог между двумя странами по вопросу подъема парусника «Фрау Мария». Она прошла на финской территории в поселке Касняс и предполагала посещение места затопления «Фрау Марии». Со стороны России в числе участников кроме меня были: руководитель нашей группы - заместитель Росохранкультуры Виктор Петраков, занимающийся возвращением в страну пропавших или украденных ценностей, представитель Посольства РФ Ольга Терпиловская, президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов.

С финской стороны присутствовали представители от Министерства образования, Национального совета по антиквариату и отдела морской археологии, Лесного управления, Центра экономического развития транспорта и окружающей среды юго-западной Финляндии. Как выглядит место, где покоится парусник? Когда мы подошли к месту затопления «Фрау Марии», то увидели четыре буя. И, конечно, отметили, что осуществляются спуски под воду. Там уже стоят так называемые мертвые якоря. Это бетонные массивы, которые кладутся на дно. У них есть такая специальная стальная проушина, к которой крепится цепь (бридель). И далее привязываются устройства поплавкового типа. Каждый мертвый якорь весит 2,5 тонны. Корабли могут прийти, встать на эти 4 якоря, закрепиться.

- Вы считаете, что рассчитывать на быстрый подъем «Фрау Марии» не стоит? И этому есть причины?

Когда мы просмотрели предоставленные финской стороной документы, то увидели, что есть так называемый план-график исследований, который рассчитан на период до 2017 года. По Закону Финляндии о памятниках древности, если судно и груз пробудут в ее водах 100 лет, то они по праву отойдут ей. Это произойдет в 2018 году...

Вторая причина достаточно простая. Это возможность получить с финского Правительства максимальную сумму денег (грантов) на ежегодное проведение того или иного объема работ, связанных с обследованием судна. В том числе это коснется и системы образования: финская сторона планирует провести цикл лекций, устроить ряд встреч по теме затонувшего парусника.

- То есть о совместной работе пока речь не идет? А ведь у российских специалистов есть интересные предложения…

На сегодняшний день они сводятся к нескольким вариантам. Первый - мы разработали план подъема судна. Второй - это помощь в подъеме ценного груза. Артем Тарасов считает, что позиция России по вопросу работы с судном «Фрау Мария» и его грузом четко определена МИДом РФ. Мы не пытаемся ничего забирать у финнов или делить с ними.

Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами, с другими заинтересованными государствами осуществить технически сложный проект. А уже потом решить, куда отправится груз. Может быть, это будут международные выставки в столицах мира, быть может, лучшие предметы будут переданы на хранение в Эрмитаж. Возможно, финская сторона оставит себе судно и сделает музей «Фрау Марии».

- А как именно вы планировали осуществлять подъем?

41 метр - непростая глубина. Находиться на ней более 20 минут сложно. Необходимо специальное снаряжение. Археологи не рекомендуют водолазам проводить там работы. Это могут осуществить только специалисты – подводные археологи. Но археолог-водолаз - довольно редкая специальность. Поднять даже самый маленький предмет непросто. Его нужно сначала зафиксировать под водой в трех координатах. Произвести фотосъемку, оценить состояние, после чего принять решение о его извлечении из воды.

Мы предложили другой вариант: запеленать корабль, как ребенка, в специальный гамак из так называемых особо прочных полотенец, который мы протащим под его днищем. Технически это будет выглядеть так: на затонувшее судно «одевается» специальная сварная конструкция. От этой конструкции под корпус «Марии» подводятся мягкие стропы из прочной искусственной ткани, образуя люльку.

- Жесткие стропы могут разрушить корабль при подъеме?

Хоть состояние дерева признано хорошим, рисковать не хочется. Дальше с помощью понтонов и мощного судового крана траверсы поднимают вместе с «Фрау Марией». И вся конструкция транспортируется в док. Есть второй вариант: снять доски с палубы, открыть трюм. И каждый ящик, который там находится, обвязать мягкими «полотенцами» и поднять. Ведь сам корабль не представляет исторической ценности, это обычное торговое судно. Кстати, при крушении команда судна успела демонтировать часть досок для изъятия груза с целью его последующей перевозки на берег.

- Это правда, что подъем парусника якобы нанесет ущерб экологии заповедной зоны национального парка «Сааристомери»?

Корабли, которые проходят по фарватеру и перемешивают воду винтами, наносят гораздо больший ущерб заповеднику, чем те действия, которые будут связаны с подъемом парусника. Операция, которая займет всего лишь один месяц, вряд ли помешает миграции птиц. Рыбам тоже – это не взрывные работы, наоборот, из воды удаляется инородный материал - древесина и сталь. И это только улучшит экологическую обстановку данного региона.

Вот такая экскурсия

- А что-то уже поднято с «Фрау Марии»?

Финский водолаз Рауно Койвусаари поднял со дна курительную трубку из терракоты (стоимость не менее 1000 евро) и корабельную печать, которая точно доказывает, что мы имеем дело именно с этим парусником. Все это сейчас находится в музее в Турку.

- Какое впечатление оставило посещение исследовательского судна?

Нас провели по исследовательскому судну «Муйкку», показали лабораторию. Отметили, что судно занимается анализом воды. Непосвященный человек ничего особенного не заметил бы. Но мы внимательно осмотрели все и поняли, что на месте затопления парусника ведутся работы. Потом я пообщался с одной из сотрудниц, которая показала уже готовый фактический чертеж «Фрау Марии».

Помимо всего прочего нам был продемонстрирован полиэтиленовый пакетик, в котором в водной среде хранился спил древесины от парусника. Возникает резонный вопрос: почему наши водолазы не участвуют в этих работах? У финнов есть дайверы, а у нас есть профессиональные глубоководные водолазы. Глубина там серьезная - 41 метр, но она не критическая. Поэтому, если нужно, мы можем предоставить водолазов очень высокой квалификации, в том числе и тех, кто проводил работы на подводной лодке «Курск». У нас даже есть водолазы, которые могут работать на глубине, превышающей имеющуюся в несколько раз.

- И что же дальше?..


По словам президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, в феврале в Санкт-Петербурге, на курсирующем между Финляндией и Россией пароме, будет проведена российско-финская конференция, где мы еще раз попытаемся напомнить нашим северным соседям о своей готовности к сотрудничеству. И будем настаивать, чтобы в начале навигации был решен вопрос по поводу спуска наших водолазов и подъема определенного количества артефактов. В их число должен быть обязательно включен хоть один экземпляр картины. Мы должны быть уверены, что художественные произведения выдержали более чем двухвековое пребывание под водой.

Беседовала Светлана Аксёнова

Подробно об истории затонувшего парусника «Фрау Мария» - http://www.stopinfin.ru/archive/114/2906/


22.02.2011

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Летний отдых в Сайменском регионе

Новый образ - новые впечатления!

Топ-6 финских мест в Петербурге

Зимние развлечения под лучами весеннего солнца

На один день в Хельсинки с принцессой Марией

Айболит говорит по-фински

Стратегия долгожительства в Финляндии

Чистая хирургия Ортон

Маленький круиз большой мечты

Золотое сечение Ольги Кузиной

16 причин совершить путешествие на паромах St.Peter Line

Киммо Ярва: «Год был трудный, но он закончился»

И пусть весь мир подождет!

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

Хельсинки – детям

Всё ещё только начинается!

Книга, которую стоит прочесть

На балтийской волне

Открытие века переносится на 2018 год

INWETEX-CIS Travel Market 2014

Первый круиз Viking Line из России

Деньги из воздуха идут на добрые дела

Если звезды зажигают...

Готовимся к сезону

Турист № 1

На пути в государство неба

Eще одна причина летать

Врата Арктики

Жизнь по расписанию

Тонины ангелы

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

В духе Рождества

INWETEX-CIS Travel Market 2012

Лапландская лихорадка

Медицинский туризм – реальность?

Продано!

Азбука парковки

Эрмитаж останется на дне Балтики?

Пляжный сезон

На языке ветра

За 900 рублей в Финляндию!

Кофейное настроение Финляндии

Чудо-велосипед

Звездный маршрут

Взгляд свысока на поле для гольфа

Торговая «навигация»

Эта старая - старая финская сказка

Некурящая страна

МотоКультУра

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии