Мыс Доброй Надежды
Тема: Деньги Хельсинки Недвижимость
Журнал No: 2(104)
Пока писатели-фантасты убеждают нас, что однажды наступит время, когда города будут расти прямо в воздухе или посреди океана, в Финляндии уже преобразуют мечту в действительность. Пример этому - уникальный инновационный проект Jätkäsaari. На вопросы STOP in Finland отвечает Тимо Лайтинен, директор проекта развития региона Западной гавани Хельсинки.
А землю мы позаимствуем… у воды
- Проект Jätkäsaari необычен даже для «продвинутой» в строительном отношении Финляндии. Не могли бы вы в нескольких словах сказать почему?
В Jätkäsaari ранее располагался торговый порт Länsisatama. Территория освободилась, когда два года назад в Хельсинки появился новый порт в Вуосаари. Район представляет собой в основном насыпную территорию, то есть мы заимствуем ее у моря, и принадлежит к центральной части города. Возведение построек происходит с учетом всех принципов градостроительства. На территории старого порта и на насыпной территории строится не просто совершенно новый район Хельсинки. А новый город. Ничего похожего в этих местах раньше никогда не было.
- С какими трудностями столкнулись проектировщики при работе над проектом?
Мы смогли свободно осуществлять проектирование, когда на этой территории освободились 80 гектаров земли. Согласитесь – это масштаб. И не только для жизни, но и для творчества и реализации идей! Проект непростой, поэтому трудностей и ограничений тоже хватает. Нам необходимо (!!!) принимать во внимание ветровые условия, обширность новых углублений и насыпей, расходы, связанные с локальными повреждениями почвы, а также дорогостоящие решения для парковок.
Наедине со штормами
- Раз - и отличный городок! Так? Неплохая выдумка. Но как добиться такого результата?
Осуществление такого масштабного градостроительного проекта естественно занимает много времени. Мы должны завершить этот грандиозный проект к 2025 году. В 1980-х гг. в Хельсинки были приняты предписания по застройке столичного региона для координации крупных строительных проектов, чтобы новые районы застраивались в течение ограниченного времени. Без координации центральных органов власти строительство могло продолжаться намного дольше, что негативно повлияло бы на конечный результат.
- Строительство начинается с создания плана, некоей выкройки, шаблона. Это ведь как карта для путешественника?
Проект о многом может рассказать даже до начала строительства. Как с его помощью можно повлиять на внешний вид зданий и их проектирование? В плане есть предписания, касающиеся, к примеру, объемов строительства, стоянок, расположения деловых помещений и так далее. Регламентируются материалы, использующиеся для фасадов, цветовая гамма, детали, принимаемые во внимание при проектировании дворов и улиц.
Помимо плана существуют многочисленные предписания города и государственной власти, а также условия, на которых предоставляется территория под строительство и которые могут касаться, например, проектирования жилых домов и уровня качества.
- Jätkäsaari буквально «растет» посреди моря. Предусматривается какая-либо защита от морского ветра и наводнений?
Наличие ветров на Jätkäsaari принимается во внимание: на модели генерального плана были проведены аэродинамические испытания, и по результатам испытаний были определены высота зданий, а также расположение улиц. На случай наводнений в Хельсинки существуют предписания относительно уровня полов нижних этажей. Пол квартир, расположенных на нижних этажах, должен находиться не ниже 3,30 м от среднего уровня воды. Ниже этого уровня могут располагаться нежилые помещения, такие как автостоянки, склады и т.д.
Ландшафт проектируется таким образом, чтобы вода при наводнениях направлялась в море по специальным каналам, так как одной дождевой канализации во время наводнений будет недостаточно. ooНа вокзал – без перекрестков
- Насыпные территории не предполагают наличия растительности. А финны в отрыве от природы жить не могут. Я вижу, что согласно проекту, здесь планируется большой центральный парк? Получается, что «и на камнях растут деревья»?
Посреди Jätkäsaari будет создан большой парк Hyväntoivonpuisto (Доброй надежды), в районе которого уровень земли будет поднят на 8-10 метров над уровнем моря. Территория бывшего торгового порта - это ровная поверхность, покрытая асфальтом. Таким образом, озеленение надо осуществлять с нуля. Но это не все. Парков будет много, а озеленению дворов будет уделено особое внимание.
- Jätkäsaari уникален еще и тем, что в свое время эта территория была связана с центром города, а именно с вокзалом, железной дорогой. Она находилась ниже уровня города, словно в углублении. И туристам, посещающим Хельсинки, всегда было интересно понять, что это такое? Сейчас там ведутся работы, снимаются рельсы… И вопросов становится еще больше.
Железнодорожные пути, обслуживавшие порт и верфи, были убраны, и теперь это пространство можно использовать для строительства пешеходной и велосипедной дороги Baana. Пешеходу или велосипедисту не придется пересекать ни одного перекрестка. Они могут спокойно доехать до центра города и даже попасть на вокзал. ooА что ждет велосипедистов и пешеходов в самом Jätkäsaari? Пешеходному и велосипедному движению на Jätkäsaari уделяется особое внимание. Передвижение по району будет облегчено: количество автомобилей на улицах района сведено до минимума, и сеть дорог для пешеходов и велосипедистов станет частью берегового маршрута, опоясывающего мыс.
Несложная математика
- Сразу возникает вопрос: как будет осуществляться вывоз отходов, если вы планируете избегать большого количества транспорта в районе?
На Jätkäsaari будет построен трубопровод для отходов, работающий под низким давлением. Отходы из кварталов будут подаваться в принимающую трубу и перемещаться партиями на центральную станцию, откуда автомобиль будет вывозить баки. Система гигиенична и снижает количество транспорта, вывозящего отходы, на 8% по сравнению с обычной системой.
- Каковы плюсы и минусы района? Хотели бы вы сами жить на Jätkäsaari, господин Тимо Лайтинен?
Сейчас я живу в удобном доме, который мне очень нравится. Мысль о том, чтобы жить на Jätkäsaari, мне нравится тоже. Правда, сейчас уровень расходов на строительство значительно вырос, и мне пришлось бы менять мой дом на жилье значительно меньшего размера.
Достоинства Jätkäsaari – это близость к центру города, урбанистичность, удобное дорожное и транспортное сообщение, а также, думаю, хорошие, качественно построенные квартиры. Самым большим недостатком Jätkäsaari могут стать морские зимние западные ветра. В открытой портовой зоне зимой всегда было довольно холодно. Но… все это принято во внимание при проектировании, и, когда район будет готов, ветра уже не будут обдувать его с такой силой. Здесь многое переменится, и эта насыпная местность, вдающаяся в море, действительно станет рукотворным Мысом Доброй надежды.
Беседовала Светлана Аксёнова
Факты
Строительство Jätkäsaari запланировано на 2009-2025 гг.
К моменту окончания строительства планируется построить жилье для 16 000 человек и предоставить рабочие места 6 000 человек.
Площадь района составит 100 гектаров, из которых парки будут занимать 19,8 гектаров.
Инфраструктура района разнообразна: магазины и кафе, спортивный центр, пляж, церковь, школы, туристическая гавань, гавань для небольших лодок.
Первые жители смогут появиться на Jätkäsaari в 2011 году, в северо-восточной части района. Причем, застройка района продумала таким образом, что продолжение строительства они наблюдать не будут.
Этапы застройки
Северная часть парка Hyväntoivonpuisto и начало улицы Mechelininkatu - 2009–2014 гг. Область Saukonnokka; северная часть гавани для небольших лодок - 2012–2018 гг. Спортивный парк - 2017 г. Южная часть гавани для небольших лодок - 2019–2021 гг. Южная часть парка Hyväntoivonpuisto, пляж и церковный остров 2015–2023 гг.
22.02.2011
© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием
прямой ссылки на источник.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА
