Эта старая - старая финская сказка
Тема: Общие сведения о Финляндии Путешествие История
Журнал No: 3 (115)

Средств картографам всегда не хватало
Реальность такова, что все древние картографы ошибались. Причем ошибались гениально – точно так же, как ошибался Колумб, когда думал, что высаживается на побережье Азии. Carta Marina была создана шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олаусом Магнусом. После того как он и его брат были вынуждены по религиозным и политическим мотивам покинуть Швецию (1530 год), Олаус до конца жизни занимался изучением ее истории и географии. Результатом этой работы стала не только Carta Marina, но и комментарии к ней – книга «История северных народов», читая которую мы находим первоначальные сведения о Финляндии.
Но сейчас речь пойдет не о ней, а о морской карте. Каждая старая карта – это история, причем очень пестрая: немного фольклора и философии, немного искусства – хорошего и плохого – и чуть-чуть научных фактов и в обязательном порядке – нелегкая жизнь картографа, который должен был отправляться за тридевять земель, чтобы объединить на листе бумаги и первое, и второе, и третье.
У картографов всегда было туго с деньгами, но эта проблема иногда решалась довольно просто. Некоторым везло – они приобретали богатых покровителей. В высших кругах считалось модным и забавным спонсировать талантливых людей. Так же произошло и с Олаусом Магнусом. Карта была напечатана в 1539 году в Венеции в количестве всего нескольких экземпляров с посвящением Патриарху Венецианской республики Hieronymo Quirino, при поддержке которого Олаус смог завершить работу. Источниками для карты ему послужили собственные путевые заметки, карты скандинавских моряков и карты из Geographia Птолемея. Карта Магнуса была подобна венецианскому стеклу – если смотреть сквозь него на свет, оно начинает играть. Впускает в себя и открывает новый мир… Северный.
Чтение рисунков
(рекомендуется делать это, глядя на карту)
Характер изображения Lacus Albus (Белого моря) на морской карте говорит о том, что о его юго-западе у Олауса Магнуса было более ясное представление, чем о северо-восточных границах. Поскольку о связях Белого моря с Северным Ледовитым океаном сведений не имелось, море на карте Магнуса превратилось в озеро. Олаус Магнус, видимо, пользовался главным образом устными рассказами норвежских, а возможно, и финских купцов и сказаниями из книги Саксона «Грамматика» и, как мы можем судить, скорое всего, не встречался с русскими купцами и дипломатами, которые достигали Скандинавии по Северному морскому пути.
Иллюстрации на карте в районе Lacus Albus показывают, что Олаус Магнус считал, что Белое море принадлежит Швеции и в нем водится множество рыбы. Тем не менее в комментариях на итальянском языке он писал: «Это огромное Белое озеро, в котором водятся бесчисленные и разнообразные виды рыбы и птицы, которых обычно больше добывают московиты, чем шведы». На побережье и на самом море Олаус Магнус изобразил сцены из жизни московитов: их легко узнать по характерным одеждам в сценах рыбной ловли и меновой торговли с лапландцами близ города Пеле.
Последняя иллюстрация стала подтверждением сведений Олауса Магнуса о том, что через Белое море шел один из торговых путей новгородских и московских купцов в Швецию и Северную Финляндию. До мест торговли, как показывает иллюстрация, русские добирались по рекам и озерам Карелии и Финляндии. К юго-западу от Белого моря на карте Олауса Магнуса изображена Карелия. Из-за большого смещения расстояний ее территория очень невелика, причем реки, вытекающие из Белого моря, впадают в Ботнический залив. Построенный в 1475 году на берегу Сайменского озера (на карте Lacus Niger – Черное озеро) Нейшлот оказался почти на самом берегу Белого моря. В надписи, помещенной на карте, Олаус Магнус поясняет: «Новый замок. Черная и очень глубокая вода с черными рыбами». Близ Нейшлота, почти на самом берегу озера Нигер (Саймаа) на карте находится город Саволакс. Южнее, также на побережье, расположена крепость меньших размеров, названная Jokas. Видимо, автор имел в виду Яскис. Южнее Выборга, недалеко от укреплений Егаборга (Egaborg) расположен замок Egrepe (Эйрепяя).
Олаус Магнус относит все эти города и всю территорию Карелии к Швеции. Поэтому на карте близ Нотебурга (Орешка) он нарисовал шведский герб – щит с тремя коронами. Зная о желании русских возвратить потерянные земли, Олаус Магнус поместил вдоль границы с Московским государством у городов Выборга и Нейшлота пушки, повернутые в сторону московитов. В мире драконов и морских кораблей Как выглядели старинные морские карты? В океанах «плавали» киты, дельфины, драконы, змеи. Рассказы о чудовищах, населявших водные просторы, появились едва ли не раньше самого мореплавания и успешно дожили до наших дней. Не избежала этого мифологизирования и карта Магнуса. Он также изображал чудовищ – драконов, странных рыб. Прошло время, и большая часть тайн моря уже перестала быть тайнами, страхи улетучились, а вот сказочный элемент остался.
Повод для улыбки
Древняя картография не обходилась без курьезов. Представляя Скандинавию и особенно Швецию как развитую в техническом отношении и культурную страну, любящий ее Олаус Магнус не мог не преувеличивать. Например, тогда, когда писал, что Швеция наделена природными богатствами в большей степени, чем другие европейские страны, что почва ее очень плодородна, а население гораздо умнее и воспитаннее жителей Южной Европы.
Принадлежность территории какому-либо государству отмечается на карте его государственным гербом. Магнус поместит шведские гербы даже на северных землях, в XV – XVI вв. Швеции не принадлежащих, юго-западном побережье Белого моря и в Восточной Карелии до Ладожского озера. Есть повод улыбнуться, когда читаешь некоторые комментарии, составленные Магнусом для объяснения карты и ее многочисленных иллюстраций и условных обозначений на латинском языке. щщLacus Albus Олаус Магнус рассказывает о величине Lacus Albus, о том, что его богатствами, главным образом рыбными, гораздо больше пользуются русские, чем другие народы. Севернее Белого моря проходит торговый путь на Запад, в Восточную Ботнию. Из всех видов торговли там более всего развита меновая, при которой изделия из металла вымениваются на пушнину.
В комментариях Олаус Магнус не называет народы, приезжавшие на Белое море и в районы Восточной Ботнии. Однако на карте в сцене меновой торговли по характерным одеждам и головным уборам угадываются с одной стороны русские, с другой – лопари (саамы).
Лист С
Рассказывается о строительстве в Швеции судов без помощи гвоздей, все детали которых скреплялись жилами животных и корнями растений. Олаус Магнус считает, что московиты очень интересовались этими судами и старались узнать секреты местного населения. Они даже отдавали им в ремонт свои корабли, надеясь выведать способы строительства. Однако местные жители хранили свои тайны надежно.
Лист F
По мнению Магнуса, в западной части Карелии, на побережье озера Саймаа, шведами был построен замок в честь св. Олофа (Нейшлот), для защиты от набегов местных жителей и московитов. Упомянута в комментариях и чудесная пещера близ города Выборга. Из нее доносился гул, и когда нужно было напугать неприятеля, правитель города якобы открывал ее. А в мирное время, напротив, закрывал.
Подмечено, что в тех случаях, когда Олаус Магнус был недостаточно осведомлен о жизни описываемой территории, он подробно останавливался на ее животном мире. Например, с помощью рисунков сообщал, что в Карелии во множестве водятся лоси, бобры, выдры, тетерева и выпи. Все они служат добычей охотников и товаром для обмена.
Некоторые ошибки, имеющиеся в морской карте Магнуса, перекочевали во многие карты XVI – XVII вв. Однако, несмотря на неточности в изображении северной территории, карта Олауса Магнуса вошла в историю картографии потому, что впервые переступила барьер, который отделяет современную картографию Севера от картографии XIV – начала XVI вв. И оставила нам в наследство трогательный образ будущей страны, такой непохожей на сегодняшнюю Финляндию.
Для сведения:
Carta Marina (ширина – 1,70 м и длина – 1,25 м) разделена на 9 (3×3) частей размером 55×40 см, обозначенных латинскими буквами от A до I. Каждая из частей отпечатывалась отдельно. Комментарии к карте были переведены Олаусом Магнусом на итальянский и немецкий языки и изданы дополнительным тиражом. К 1574 году все экземпляры карты оказались утерянными, и комментарии стали достоверным свидетельством ее существования. Единственный экземпляр карты был обнаружен только в 1886 году в библиотеке Мюнхена (Германия). Там она и находится до сих пор. Аналог Carta Marina, выполненный в натуральную величину, можно увидеть в музее г. Лаппеенранта.
Важно!
При подготовке статьи использовалась литература:
Ллойд Арнольд Браун «История географических карт»
Елена Савельева «Олаус Магнус и его «История северных народов».
26.03.2012
© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием
прямой ссылки на источник.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
Эркки Туомиоя: «Мой рабочий день не имеет ни начала, ни конца» |
|

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА
