Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Листая пожелтевшие подшивки

Тема: История  

Журнал No: 3 (67)


Финский турбизнес бережно хранит свои традиции. Многие популярные в прошлых веках места отдыха и экскурсионные маршруты «Страны тысячи озер, краснолесья и незаходящего солнца» сегодня актуальны не менее чем сто или двести лет назад (так, к примеру, в Лаппеенранте открытый в 1824 году санаторий по сей день успешно принимает всех желающих подлечить свой ревматизм). И все же время неумолимо. Кое-что ушло безвозвратно. Поэтому представление о том, как в начале прошлого века отдыхали российские туристы в Суоми, мы решили получить из тогдашних СМИ…

Строительство соединительной ветви российских и финляндских железных дорог стало для турфирм начала XX столетия настоящим подарком. По свидетельству журнала «Финляндия», «Министерством путей сообщения совместно с Управлением дорог Великого Финляндского Княжества было решено учредить ежедневный скорый ночной поезд между Санкт-Петербургом и Выборгом».

Этот маршрут обещал превратиться не только в самый быстрый и удобный способ перемещения к финским землям, но и в самый веселый, ведь именно на нем собирались ввести «последнюю новинку американского сервиса – вагоны-театры, устроенные со всеми усовершенствованиями и комфортом». Из-за компактных размеров сцены ставить в этих мини-театриках предполагалось только водевили, но в случае необходимости вагон легко трансформировался в бальный зал, где пассажиры могли всю ночь танцевать под небольшой оркестрик…

Однако, увы, хоть в США такие вагоны-театры с успехом использовались на многих железнодорожных ветках, у нас они почему-то не прижились и после двух-трех пробных рейсов-представлений развлекательную деятельность свернули. В дальнейшем пассажирам ничего не оставалось, как коротать время в пути более привычными способами. Отчего это произошло? Сказать трудно. Ведь учитывая специфику национального характера, как раз в России активные виды проведения досуга должны были бы прийтись ко двору. Пример тому – происшествие, о котором весной 1905 года писали в «Биржевых ведомостях».

Согласно расписанию, поезд на станции Пограничная обычно не задерживался более полутора часов, но в тот день пассажирам поневоле пришлось досконально изучить меню привокзального буфета и другие местные достопримечательности. Время, отпущенное на стоянку, давно прошло, когда вдруг выяснилось, что машинист, как и все станционное начальство, удалился в неизвестном направлении. Лишь к вечеру, когда взрывоопасная смесь тревоги и негодования достигла точки кипения, дорожный обходчик разъяснил паникующим людям, что «ехать им теперь никак невозможно, потому как машинист ушли на крестины к господину телеграфисту. А вернутся они, как пожелают. Должно, не раньше утра...».

Стоит заметить, дисциплина на железной дороге сто лет назад поддерживалась образцовая, и данный инцидент был, скорее, исключением из правил. Однако люди все же не слишком доверяли новинкам прогресса и во избежание приключений старались пользоваться более привычными видами транспорта, например гужевым. Преимущества его казались неоспоримыми: экологически чистый, без суеты, остановки – по первому требованию.

Хотя имелись и недостатки. Об одном из них настойчиво предупреждали туристов финские медицинские издания, которые, ратуя за здоровье нации, раздули целую кампанию против «спортсменов-велосипедистов, поднимающих на дорогах ужасающую пыль, содержащую патогенные микробы, вдыхать которые крайне небезопасно».

Производители и продавцы велосипедов, серьезно страдая от такой антирекламы, старались ее хоть как-нибудь нейтрализовать. К примеру, г-н И. Маннер, хозяин спортивного магазина в центре престижного курорта Ганге (современное название – Ханко), предложил покупателям «последнюю новинку заграничной техники – парус для велосипедистов, который не только защищает от жары и дождя, но также чрезвычайно удобен для езды при попутном ветре».

Полосный модуль, размещенный в финляндских и петербургских изданиях, судя по сохранившимся до наших дней прайс-листам, обошелся г-ну И. Маннеру недешево. В нем, кроме велопаруса, рекламировалась еще и брошюра «Заповеди спортсмена-велосипедиста», содержащая массу полезной информации для спортсменов: «Одевайся рационально, а не по-фатовски; выезжай лучше рано, чем поздно; не теряй никогда ни головы, ни педалей; всегда помни о тормозе; остерегайся, как бы у тебя не украли машину» – и еще с десяток страниц в том же духе.

Но так как российские турагентства велосипедных маршрутов своим клиентам не предлагали, туристы, прогуливающиеся по Бульвару в Ганге, чаще всего проходили мимо спортивного магазина не задерживаясь. Они спешили в главную контору Пароходного общества «Карл Бустрем», где им по сходной цене предлагалась «приятная и вполне безопасная прогулка по маршруту Сайменский канал – Лаппеенранта на комфортабельном пароходе, оборудованном последними достижениями кораблестроительной техники».

Те, кто бывал на озере Саймаа, знают, что эти старенькие, словно сошедшие со страниц рекламных проспектов начала XX века, забавно пыхтящие трудяги-пароходики до сих пор катают туристов, совершая рейсы в Савонлинну, Миккеле и даже более дальние семидневные круизы. Тогда, сойдя в Лаппеенранте с трапа белоснежного двухпалубного корабля, туристы не торопились на сезонную распродажу меховых и кожаных изделий, а отправлялись на неспешную экскурсию по городу.

Элегантные кавалеры, покуривая папиросы «Лафермъ», прогуливались под руку со своими дамами, щеголявшими в шляпках, декорированных согласно последней парижской моде «большою многоцветною птицею с распростертыми крыльями, покрывающими почти весь головной убор». Уличные костюмы прелестниц, украшенные сзади «рядом крупных пуговиц от талии и до волана с бахромой», несомненно, были верхом элегантности, и тем не менее владельцы многочисленных лаппеенрантских кафе и ресторанчиков приходили от них в ужас. Пуговицы эти безжалостно портили сиденья стульев, и доход от продажи традиционно дешевых финских супа-тортю и копченых судаков никак не мог покрыть расходов на ремонт мебели…

К слову, о средствах. Утвержденные Финляндским сенатом кредитные билеты достоинством в 5 марок золотом были синего цвета. На обратной стороне купюры размером 66х110 мм красовался идиллический пейзаж: на переднем плане – озеро, вдали – острова и лодка с рыбаком. На вопрос, что можно было приобрести в то время на эти деньги, также ищем ответ в рекламе вековой давности. Скажем, хозяйка пансиона Бельвю на курорте Ганге Анна Андерсон в своем объявлении сообщала, что в принадлежащем ей отеле «предлагаются комнаты с удобствами стоимостью от 2-х до 15-ти марок. Гостиница расположена чудесно близ моря. Трехразовое питание – 30 марок в неделю. В ресторане играет превосходный оркестр из 18-ти артистов Петербургской Императорской оперы...»

От гостиничной суеты за небольшую плату избавлял риэлтер П. Бруноу (Магнусова ул., Выборг), предлагавший в аренду «прекрасно меблированные дачи со всеми возможными удобствами в имении Хортана, под Выборгом». Такой отдых, помимо прочего, давал возможность экономии. Магазины и магазинчики, расположенные во множестве на финляндских курортах, периодически существенно снижали цены на свой «представленный в роскошном выборе» ассортимент: «Пекка Сильвеннойнен, Мустайнвельстенкату, № 11. Апельсины, яблоки, виноград, шоколад, какао, английское печенье и колониальные товары превосходного качества, а также новинка – кофе без кофеина для людей, склонных к специфическим заболеваниям»; «Гастрономия. Р. Армфельт. Ганге, Бульвар, № 7.

Для экономных хозяек новый деликатес – бульонные кубики «Кнорръ», готовые для варки. Имеется более 30-ти сортов. Обратите внимание на имя «Кнорръ» на каждом кубике»; «Виноторговля «И. Холленберг». Александровская улица,19, близ вокзала. Против гостиницы «Бельведер». Всегда в продаже лучшие коньяки Шустова»; «Альпо Колехмайнен, Торкельская улица в Выборге. Величайшие в Суоми магазины лучшей в мире финской обуви, а также громадный выбор превосходных калош…»

Кстати, находившийся неподалеку филиал петербургского ТД «Менде и Ко» серьезно подрывал торговлю калошами, бойко предлагая «чудодейственную мазь «Без галош всегда сухие ноги!». Однако продавцы обуви не сетовали, справедливо полагая, что торговли без конкуренции не бывает. Да и не хлебом же единым жив человек!
Начало XX изобиловало событиями, и это было заметно даже в тихой Суоми.

Почти каждое лето в Гельсингфорсе (Хельсинки) давал гастроли российский МХАТ…
Газеты наперебой кричали о скандальном происшествии с финляндским сенатором Юлианом Серлахиусом, у которого на таможне в Стокгольме было обнаружено 3 миллиона марок, тайно вывозимых за границу для подкупа печати… 
Садоводство И. Д. Андерсена предлагало всем желающим свежие розы, пальмы и араукарии…
Технические финские журналы горячо обсуждали проблему, стоит ли по примеру Франции оборудовать города новыми мостовыми из специально обработанного долговечного битого стекла…

Водолечебница в местечке Нодендаль призывала дам «позаботиться о своей красоте и сделаться в самый короткий срок поистине неотразимыми» с помощью массажного аппарата «Афро».
Свои услуги ненавязчиво рекламировала цирюльня «Парикмахер Жорожъ», где для бритья использовалась «исключительно безопасная бритва «Жилетт» с самоправящим прибором с соблюдением всех правил гигиены».
Агентство «Николаев и К» расхваливало свой новый туристический маршрут: на пароме из села Рованиеми через реку Кеми, а затем пешком на гору Сунсавара…


Светлана Ермолаева
10.10.2007

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Книга, которую стоит прочесть

Турист № 1

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Лапландская лихорадка

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

Город круглых улиц

Цветы для Анны

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

Обитель царственных особ

По эту сторону границы

Карельский перешеек-столкновение интересов

Чудеса в... ботинке

Добро пожаловать в… бочку

"Святая святых" финского дома

Рождество в Финляндии

Оулу - зеленый центр северной Финляндии

Рацио и эмоцио финского ренессанса

Западное побережье: край десяти потоков

В гости к приведениям

Память в финском животе

Счастливые дни в Виролахти

Простая и великая Туве

Финская золушка

Жизнь как колдовство

О рыбах и бобрах

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Партизаны Суоми

В Финском заливе может появиться остров Талсинки

Свеаборг

Драма времен “казино-экономики”

Финская аура

Тампере - город необычных музеев

Замок в Турку: любовь и кровь

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии