Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Ну что, мы уже в России? (Финская писательница А.-Л. Хяркенен)

Тема: Искусство / Литература  

Журнал No: 2 (75)


Анна-Леена Хяркенен – автор более десяти романов и сборников новелл, последний из которых – «Мерзни, буржуй!» (Palele, porvari!) – вышел в издательстве Otava в 2007 году. Хяркенен также известный эссеист: ее статьи регулярно появляются на страницах популярных финских журналов Anna и Image.

…Колеса поезда равномерно постукивают, отбивая такт какой-то давно забытой песни. Мы с Анной-Лееной пьем утренний кофе и строим планы на ближайшие выходные.

Сначала, конечно, дела, но после она не прочь пройтись по магазинам, присмотреть себе что-нибудь «этакое». Я пытаюсь сообразить, где у нас в Петербурге можно найти «этакое», но безуспешно. Ничего, разберемся на месте.
Достаю газету, читаю в колонке новостей: «Финская писательница Анна-Леена Хяркенен приезжает в Санкт-Петербург, чтобы представить свою книгу «Аквариумная любовь». Показываю Анне-Леене, она улыбается: мол, что ж тут удивительного – мое имя часто мелькает в прессе…
Известность пришла к ней очень рано, сразу после выхода в свет первой книги «Убить быка» (Häräntappoase, 1984). Юной писательнице было тогда всего 19 лет.

– Роман начала еще в гимназии, – вспоминает Анна-Леена.  – В школе с удовольствием писала длинные сочинения. И мечтала, что когда-нибудь возьму в руки книгу с собственным именем на обложке. Но даже представить себе не могла, что мечта осуществится… Помню, когда «Убить быка» вышел в свет и мне принесли экземпляр прямо в институт, я долго держала его в руках – все гладила, гладила переплет... Это было так удивительно – моя книга.

История первой любви, рассказанная ярким разговорным языком от лица подростка, стала событием в финской литературе. По роману был снят телевизионный сериал. Анна-Леена получила премию года за лучший дебютный роман, а книгу включили в школьную программу. Так, едва окончив школу, она вновь начала посещать уроки родного языка –  теперь уже как молодой автор. В том же 1984 году Хяркенен сыграла главную роль в художественном фильме «Мона» (Mona, реж. Микко Нисканен). Популярность Анны-Леены росла, как снежный ком.

– Вначале это казалось потрясающим – тебя все знают, звонят из газет, с телевидения. Но потом поняла: не все так просто. И газеты нередко пишут о том, чего ты никогда не делал и не говорил, – словом, всякую чушь. А я была тогда юной и очень наивной и впала в депрессию... Было невероятно сложно написать второй роман: я не сомневалась, что у меня не получится, и первая книга станет последней.

Анна-Леена училась тогда в театральном институте в Тампере, и испытание славой стало своего рода экзаменом на профпригодность.

– Позднее меня не раз посещала мысль, что внезапная известность даже опасна. Наверное, было бы лучше идти к успеху постепенно. Но разве можно его предсказать? – смеется Анна-Леена.
Более двух десятилетий минуло с тех пор, а Хяркенен по-прежнему остается популярной писательницей и не менее популярной актрисой.

– Меня часто спрашивают, что мне нравится больше: литературное творчество или театр. И я всегда отвечаю, что не могу жить без того, чтобы не писать. Без театра, возможно, прожила бы, хотя только там, на сцене, среди людей, я чувствую себя по-настоящему счастливой. Ведь пишешь всегда в одиночестве.

Играет Хяркенен не только в театре: она регулярно снимается в кино и на телевидении:

– Мне посчастливилось работать с удивительными режиссерами. Например, с Юккой Сипиля – к сожалению, недавно он ушел из жизни. Пару раз работала с Аку Лоухимиесом и с радостью продолжила бы это сотрудничество.

А еще Анна-Леена сочиняет сценарии к кинофильмам и телесериалам:

– Я написала сценарии к двум сериалам, и, поверьте, это было непросто. В романе достаточно один раз хорошо начать и хорошо закончить. А в сериале, помимо начала и финала для каждой серии, приходится ломать голову еще и над продолжением!

Роман «Аквариумная любовь» (Akvaariorakkautta, 1990), а затем и одноименный фильм по его мотивам шокировали Финляндию. Критики разошлись во мнениях: одни называли роман порнографией, другие отмечали актуальность поднимаемых в нем проблем. Автора хвалили за живой и ироничный стиль повествования, за смелость в изображении сексуальной жизни молодежи.

– Для меня этот роман стал самым трудным,  – признается Анна-Леена. – Я попыталась передать атмосферу начала девяностых  – времени, когда все были помешаны на сексуальности и эротике. Одна моя подруга как-то пожаловалась, что дико устала от необходимости постоянно быть эротичной. И мне захотелось рассказать об этом принуждении играть надуманную роль. Конечно, сейчас я написала бы свою книгу несколько иначе, не концентрируясь на одной теме.

Хяркенен можно с уверенностью назвать женской писательницей – и не только потому, что главные герои ее произведений – женщины. В ее текстах угадывается истинно женский взгляд на взаимоотношения полов. «Мы разные и никогда не сможем понять друг друга, – говорит Анна-Леена. – Полагаю, что практически все финки – феминистки. Однако я никогда не была членом какой-нибудь организации мужененавистниц. Не нужно всё в жизни воспринимать слишком серьезно!»

Как признается Хяркенен, автобиографичного в ее произведениях мало: она никогда не стремилась писать о себе. И все же сюжеты для двух книг взяты из ее жизни. «Не было смысла маскировать реальные ситуации под вымысел, ведь мне хотелось как-то повлиять на то, что происходит в обществе», – объясняет Анна-Леена.

Роман «Слабопозитивная» (Heikosti positiivinen, 2001) – о послеродовой депрессии.
– После рождения сына я была на грани психоза.
В больнице со мной обращались ужасно. И я решила написать о разочарованиях и тревогах, которые испытывает женщина после родов, разрушить миф, будто мать всегда знает, что лучше для ее ребенка, что материнская интуиция ее не подведет…  Рецензии были жесткими. Я оказалась в роли подопытного кролика: критики обсуждали мои собственные переживания, а не чувства моих героев. И я поклялась, что больше никогда не буду писать о своей жизни».

Вторая книга – «Обсуждение окончено» (Loppuunkäsitelty, 2005) – стала ответом на самоубийство младшей сестры. В ней остро поднимается вопрос о качестве психиатрических услуг в Финляндии. «Психическому здоровью не уделяют должного внимания, депрессия не считается серьезным заболеванием, и я предложила читателю свою историю о том, что может произойти, если помощь не оказана вовремя»…

Это первый приезд Анны-Леены в Россию. Впереди встречи с читателями, знакомство с университетом и библиотекой, выступления в книжных магазинах и многое другое. А пока мы пьем кофе, смотрим в окно, и Анна-Леена беспрестанно спрашивает: «Ну что, мы уже в России?»...

Премии и награды:
• Телевизионная премия Теlvis
• Премия J. H. Erkko (1984)
• Медаль «Благодарность
за книгу» (1985)
• Премия деятелей искусства
губернии Оулу (1985)
• Премия Союза писателей
Финляндии (1991, 1994, 1998)
• Премия Союза психотерапевтов
региона Хельсинки (2005)


Анна Сидорова
03.03.2008

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Финский Голливуд

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Сумасшедшая Финляндия

Финляндия в глазах прессы

Театр на чемодане

«2X2» финн-арта

Финский гамбит

Библиотеки в автобусе

Волшебная сила слова

Вся правда о Муми-тролях

Рацио и эмоцио финского ренессанса

7 современных финских пьес - 7 проблем финского общества

Что волнует финнов

Розы? – Книги!

Лучший друг финна

В Санкт-Петербурге открылась фотовыставка, посвященная Финляндии.

Простая и великая Туве

Жизнь как колдовство

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Феномен Простоквашино

В Финляндии обнаружена мебель семьи Романовых

Православие по-фински

Элиас Лённрот – собиратель рун

Культурный вопрос

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии