Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Стальной человек. Николай Путилов

Тема: История  

Журнал No: 3 (76)


Талантливый инженер, изобретатель, промышленник… Трудно переоценить вклад Путилова в развитие отечественной индустрии. Впрочем, не только отечественной: запустив в Финляндии несколько металлургических заводов, русский предприниматель фактически «подстегнул» экономику соседней страны. Но – обо всем по порядку.

«Невыполнимое» задание
Так уж было угодно судьбе, что карьера Николая Ивановича Путилова (1820–1880) резко пошла в гору в несчастливый для родины момент, когда из-за дипломатических просчетов Николая I Россия оказалась в состоянии войны сразу с четырьмя странами – Англией, Францией, Турцией и Сардинией. Летом 1854 года англо-французский флот хозяйничал на Балтике, разоряя побережье Финляндии. В следующую навигацию союзники намеревались высадить десант на подступах к Петербургу. Осознавая превосходство англо-французских паровых судов над парусными российскими, Морское министерство приняло решение в сжатые сроки построить 32 канонерские лодки новейшей конструкции, но ни одно петербургское предприятие не могло справиться со столь сложным заказом. Спас ситуацию молодой инженер Путилов…

Потомок обедневшего дворянского рода Николай Иванович Путилов был выпускником Морского кадетского корпуса. В юности участвовал в нескольких морских походах, затем служил в Морском министерстве в звании коллежского асессора. Взявшись за «провальное» дело, он распределил заказ между несколькими десятками предприятий, как крупных фабрик, так и небольших мастерских.

Координировать сроки и объемы работ таким образом, чтобы необходимые детали вовремя поступали к местам сборки, решать проблемы с сырьем, качеством, оплатой – даже сегодня реализация подобного проекта потребовала бы огромного штата менеджеров. Но Путилов справился, получив не только очередной чин, орден, премию, но и, что самое важное, высокую репутацию. Да и сам Николай Иванович, завершив это крупное дело, уже не хотел зависеть от начальства. В августе 1857 года Путилов вышел в отставку и стал предпринимателем. Сама обстановка в стране подталкивала к такому решению. Россия, только что пережившая поражение в Крымской войне, готовилась сбросить с себя оковы крепостного права…

Даешь стране чугун!
Предчувствуя бурный подъем промышленного производства, Николай Иванович обратил внимание на уже знакомую ему металлургическую отрасль. Нехватка металла являлась «ахиллесовой пятой» всех столичных заводов. В северо-западном регионе чугун выплавлялся только на принадлежавшем казне Александровском заводе (в Олонецкой губернии), причем в свободной продаже его не было, поскольку весь металл шел на производство артиллерийских орудий и снарядов. Для частных компаний чугун и сталь поставлялись, в основном, с уральских заводов, что, учитывая неразвитость железнодорожной сети, существенно увеличивало их стоимость. 

Правда, совсем рядом находилось автономное Великое княжество Финляндское, однако продукция двух самых крупных предприятий – Громова и Арне – считалась непригодной для производства стали. Проблема заключалась в свойствах самих руд, которые добывались на многочисленных озерах Суоми. Кроме того, для работ на том или ином водоеме требовалась лицензия, стоившая по тем временам довольно дорого.

На открытие масштабного производства средств у Путилова не хватало. Тогда он обратился к одному из руководителей Морского министерства капитану 1-го ранга Николаю Карловичу Краббе (1814–1876). Высокопоставленный флотский чиновник, хотя и появился на свет в Грузии, был сыном уроженца Великого княжества Финляндского. К родине своих предков он испытывал ностальгическую привязанность, к тому же был высокого мнения о способностях бывшего коллеги по службе в министерстве. Именно Краббе выхлопотал Путилову кредит, на который был приобретен маленький чугуноплавильный завод в Хаапакоски, примерно в 30 километрах от озера Саймаа. 

«Маг и волшебник»
Биограф Путилова Борис Павлович Усанов так описывает впечатления от поездки по местам, связанным с деятельностью своего героя: «Сегодня этот завод находится в состоянии реконструкции. В Суоми очень чтят память Николая Ивановича, фактически музеефицируя одно из первых в стране металлургических предприятий. Путилов для финнов не просто человек, давший их предкам новые рабочие места и тем способствовавший развитию экономики. Он для них кто-то вроде мага и волшебника, изменивший в лучшую сторону жизнь целого края. Особенно бережно охраняется «Катькин дом», названный так в честь его супруги, которая, если переводить на современный язык, отвечала за социальную сферу»…

После кардинальной реконструкции, проведенной Путиловым всего за полгода (с июля 1857-го по январь 1858-го), завод в Хаапакоски стал даже по европейским меркам довольно крупным предприятием. Но больше всего удивляли современников построенные для рабочих больница и школа: ведь понятия «социальная ответственность бизнеса» в то время просто не существовало.

Хозяин заводов, машин, пароходов
Очень скоро выяснилось, что из местных руд можно получать чугун не просто хорошего, а высокого качества, пригодный для производства стали, но только в том случае, если речь идет об озерных рудах. Жители окрестных поселков, напротив, норовили поставить руду болотную или луговую, с большим содержанием серы или фосфора. Путилову пришлось ужесточить систему контроля, создав на предприятии химическую лабораторию.
Для обеспечения достаточного количества сырья Николай Иванович приобрел лицензию на добычу руды с 385 (!) озер Суоми. Соответствующими темпами росла и производственная база. В 1858 году был запущен завод «Орави» на берегу Сайменского канала. Вскоре началось строительство предприятия недалеко от Миккели.
В Санкт-Петербург металл доставлялся по Сайменскому каналу на судах принадлежавшей Путилову флотилии (3 парохода и 20 барж), а также на арендуемых частных парусниках.

Решив проблемы получения и транспортировки чугуна, Николай Иванович один за другим открывает в столице сталелитейные заводы Обуховский и «Аркадия» и, наконец, своего собственного имени – машиностроительный Путиловский, где вскоре начался выпуск вагонов, паровозов, а, главное, рельсов по разработанной им технологии. В сущности, Путилов создал в железнодорожном секторе некое подобие вертикально интегрированной компании, контролирующей всю производственную цепочку – добычу сырья, первичную переработку, транспортировку и выпуск конечной продукции.

Финляндия с Путиловым – и без
Если, построив канонерки, Путилов сделал себе имя, то, реализовав финские проекты, стал обладателем солидного капитала. Последовав его примеру, еще шесть русских предпринимателей развернули в Суоми металлургические производства.
С того момента как Николай Иванович приобрел свой первый финский завод, ежегодное производство чугуна в Великом княжестве выросло с 8 960 до 20 480 т, а железа – с 7 840 до 12 400 т. Итого за двадцать лет (1857–1876 гг.) – 290 000 т чугуна и 218 000 т железа. И именно на заводах Путилова в 1867–1871 годах впервые в Финляндии было получено 7 024 т стали.

Однако в 1870-х годах рост производства прекратился, и финская металлургия вступила в полосу упадка. В значительной степени этому способствовало введение в Великом княжестве собственной денежной единицы – марки, из-за чего русский рубль потерял до четверти своей стоимости.
Кроме того, началось бурное развитие горнозаводской промышленности донецкого бассейна. Путилову оказалось не под силу бороться с конкурентами, и он предпочел превратить их в своих союзников. Произошел очередной передел рынка, после которого Николай Иванович сосредоточился на делах петербуржских.

Как констатировал Борис Усанов, «жители огромных районов Финляндии, работавшие на заводы Путилова, потеряли много, если судить об этом хотя бы по тому, что только за два года, по сохранившимся данным, на три завода Путилова в Финляндии было доставлено около 6 миллионов финских марок, включая стоимость съестных продуктов из Петербурга. Теперь эти заработки прекратились». И хотя заводы еще продолжали функционировать, масштабы производства стали намного скромнее.
Кстати, «первенец» Путилова, завод в Хаапакоски, продолжает работать и в наши дни. Здесь изготавливают крышки люков, трубы, клапаны, вентили и другую полезную продукцию.

***
После «финского» периода Путилов успел многое: превратил Обуховский и Путиловский заводы в крупнейшие промышленные предприятия империи; организовал строительство Морского судоходного канала и Морского торгового порта; возвел по собственным проектам около двух десятков промышленных зданий; стал автором множества изобретений в области сталелитейного производства. И… умер в бедности, истратив на дорогостоящие проекты все свое состояние. Похоронили его в церкви, построенной на берегу Морского канала, рядом с Путиловским заводом. Позже там же нашла упокоение и его жена Катерина Ивановна. В 1951 году церковь разобрали, а гробы с останками сожгли в ближайшей котельной…

Сегодня имя Путилова возвращается из забвения: опубликована его биография, восстановлена церковь и даже поднят вопрос о переименовании Морского канала в Путиловский. В Суоми же все эти годы о нем продолжали помнить как о человеке, открывшем новую главу в истории финской металлургии.


Дмитрий Митюрин
06.05.2008

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Книга, которую стоит прочесть

Турист № 1

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Лапландская лихорадка

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

Город круглых улиц

Цветы для Анны

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

Обитель царственных особ

По эту сторону границы

Карельский перешеек-столкновение интересов

Чудеса в... ботинке

Добро пожаловать в… бочку

"Святая святых" финского дома

Рождество в Финляндии

Оулу - зеленый центр северной Финляндии

Рацио и эмоцио финского ренессанса

Западное побережье: край десяти потоков

В гости к приведениям

Память в финском животе

Счастливые дни в Виролахти

Простая и великая Туве

Финская золушка

Жизнь как колдовство

О рыбах и бобрах

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Партизаны Суоми

В Финском заливе может появиться остров Талсинки

Свеаборг

Драма времен “казино-экономики”

Финская аура

Тампере - город необычных музеев

Замок в Турку: любовь и кровь

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии