Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Под музыку великого магистра

Тема: История  Искусство / Литература  

Журнал No: Другие статьи


Ян Сибелиус – национальный герой Финляндии, человек-легенда, прижизненный памятник самому себе! Говорили о его экстравагантности, а он жил размеренно и скучно, словно бюргер. Ему рукоплескали Рим, Париж и Нью-Йорк, его же занимали проблемы масонской ложи, в которой он был Великим магистром.

Он трудился, как ремесленник, выдавал год за годом на-гора одни шедевры, которых ждали тысячи благодарных слушателей. И вдруг наступило молчание, затянувшееся на десятилетия… Почему? Cибелиус появился на свет в то время, когда существование Финляндии под крылом могучей Российской империи не слишком мешало развитию первых ростков национальной самобытности. Они появились все разом — финские архитекторы, поэты, художники. И композитор… Юхан Юлиус Сибелиус, которого родственники именовали Яном, родился 8 декабря 1865 года в маленьком городке Хямеенлинна в семье муниципального врача.

Отец, Кристиан Густав Сибелиус, имея диплом доктора медицины, по натуре был человеком богемного склада. Вскоре после рождения Яна он умер, оставив супруге Марии Шарлотте главным образом неоплаченные закладные. Отца мальчику заменил дядя Пер, живший в Турку, — музыкант-самоучка, торговец зерном, по вечерам игравший на скрипке и разглядывавший в телескоп звезды.

Еще в раннем детстве Сибелиус ощутил обаяние мира звуков: его отец неплохо пел, аккомпанируя себе на лютне, а мать была способной пианисткой. В семь лет тетушка Джулия научила мальчика играть на рояле, и вскоре свободная импровизация возобладала над скучными экзерсисами. Его первое серьезное произведение датируется приблизительно 1875 годом, когда Ян записал нотами «Капель для скрипки и виолончели». Удивительно, что десятилетний ребенок додумался использовать специфические возможности инструментов (пиццикато) для достижения почти полной иллюзии звучания падающих капель!

Отрочество

Уроки игры на скрипке начались довольно поздно — Яну уже исполнилось четырнадцать, когда им занялся дирижер местного военного оркестра. Певучий голос инструмента раз и навсегда пленил подростка. Собравшись втроем или пригласив друзей, юные Сибели-усы «делали музыку»: сестричка Линда играла на рояле, брат Кристиан — на виолончели, а Ян импровизировал, придумывая новые темы для маленького семейного ансамбля. За отроческие годы Ян написал около 15 сочинений. Теорию композиции он изучил самостоятельно по учебнику, который отыскал в школьной библиотеке. Другое значимое увлечение тех лет — финский эпос.

В свободные от занятий часы Сибелиус частенько гулял в лесах неподалеку от Хямеенлинны. Меткий стрелок, он никогда не охотился: его привлекала сама природа, наделенная в воображении юного музыканта поэтичной, мистической силой. А впечатления летних месяцев, проведенных с бабушкой и тетками на побережье, навевали мечты о море, свободе и дальних странствиях.

Юность. Студенческие годы

Осенью 1885-го Сибелиус по причинам, до конца не ясным ему самому, поступил на юридический факультет Александровского университета Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт. Теоретические дисциплины несколько потеснили увлечение скрипкой, однако при этом Сибелиус играл в институтском ансамбле и стал признанным лидером академического оркестра.

Постоянные выступления сделали из молодого музыканта истинного виртуоза смычка, но карьера исполнителя перестала интересовать его, и Сибелиус полностью отдался сочинению собственной музыки. Когда его струнный квартет прозвучал на весеннем концерте института, восхищение публики было столь велико, что молодое дарование поспешили объявить «будущим финского композиторского искусства».

Не менее важными, чем занятия, стали дружеские связи Сибелиуса в Хельсинки. Здесь он сблизился с композитором и дирижером Робертом Каянусом, ставшим впоследствии лучшим исполнителем его музыки, всемирно известным пианистом Феруччо Бузони, музыкантом и писателем Адольфом Паулем и многочисленными отпрысками влиятельного семейства Ярнефельт, к которым принадлежала и Айно, его будущая жена. Молодые люди вели вполне богемный образ жизни, сочетая служение музам с едва ли не ежедневными жерт-воприношениями Бахусу в кафе Эрикссона или ресторане Кямп.

За четыре года Сибелиус впитал все, что мог предложить Хельсинки. Настало время поучиться за рубежом: предпочтение было отдано Берлину, где Ян прошел суровую немецкую школу. Разумеется, бесконечные упражнения по композиции не прерывались ни на один день, но также едва ли не ежедневно юноша посещал концерты, где звучали самые выдающиеся, самые сложные для исполнения опусы бессмертных гениев и, конечно же, «меднозвучный» Вагнер, чьи оперы произвели на Сибелиуса невероятное впечатление. На следующий год благодаря поддержке Бузони Сибелиус продолжил образование в Вене, очаровавшей его открытой интернациональной атмосферой, социальным разнообразием, румынскими и венгерскими мелодиями, вальсами Штрауса. Здесь Ян слушал музыку величайших композиторов прошлого. Девятая симфония Бетховена, исполненная под управлением Ганса Рихтера, заставила его плакать. Ян вытирал слезы, повторяя: «Я чувствую себя таким маленьким, таким маленьким…»

Повелитель звуков

Возможно, Сибелиус почувствовал себя маленьким настолько, насколько чувствует себя сочинитель камерной музыки перед лицом огромного симфонического оркестра. Ибо в Вене он начал писать оркестровую музыку. В многонациональном шумном городе Сибелиус неожиданно ощутил властный зов крови — и осознал себя творцом финского искусства. Эпизод из «Калевалы» — история Куллерво — стал темой симфонии для оркестра, мужского хора и солистов, законченной им по возвращении на родину. Премьеру симфонии, исполненной в апреле 1892 года под управлением автора, можно охарактеризовать только одним словом — триумф.

Весеннее половодье безыскусных напевов слилось со звуками родной природы в мощный торжествующий ансамбль… Так состоялось рождение финской музыки — Сибелиус полностью оправдал надежды, возлагавшиеся на него соотечественниками. Летом Сибелиус обвенчался с Айно и отправился вместе с ней туда, где рождалась «Калевала» — в Карелию, за народными мелодиями. Вдохновение, привезенное из свадебного путешествия, зазвучало в симфонической поэме «Сага», «Карельской сюите» и оркестровой сюите «Лемминкяйнен».

Творческий успех не всегда приносил желаемые плоды. В 1896 году, претендуя на место преподавателя в университете Хельсинки, Сибелиус прочел программную лекцию о непреходящем значении народной музыки. В итоге должность досталась другому, но в качестве компенсации сенат определил композитору ежегодную субсидию в три тысячи финских марок.

Одна за другой в семье появились пять дочерей (еще одна девочка умерла в раннем детстве), и к 1900 году Сибелиус все же вынужден был взяться за преподавание, чтобы обеспечить семье постоянный доход. Романтический период заканчивался как в жизни, так и в творчестве: неумолимая логика развития уводила Сибелиуса от архаичной романтики к более строгим формам и гармониям.

Крепость великого композитора

Изменение стиля требовало новых условий для творчества. «В Хельсинки все песни во мне умирают», — констатировал Сибелиус и стал подыскивать место для бегства от навязчивой неразберихи публичной жизни и затяжных дружеских вечеринок. В 1904 году композитор поселился на вилле «Айнола» в Ярвенпяя, что недалеко от Хельсинки, среди почти нетронутой природы.

Отсюда Сибелиус совершал триумфальные поездки в европейские столицы. Посетил и Петербург, где познакомился с композиторами Римским-Корсаковым и Глазуновым, — они стали его добрыми друзьями на долгие годы. Известность и признание все возрастали. В промежутках между гастролями периоды гробовой тишины, необходимой Сибелиусу для работы, сменялись почти круглосуточным весельем: хозяин не давал многочисленным гостям почувствовать себя чужими на празднике жизни…

Но весной 1908-го в мажорных аккордах прозвенел первый тревожный звонок: Сибелиусу удалили опухоль гортани, что потребовало отказа от неизменных сигар и алкоголя на целых восемь лет. Видимо, не случайно самые личностные и самые сложные для обыденного восприятия работы приходятся именно на этот период. Недоволь-ство вылилось в мрачноватые темы, капризные, диссонансные созвучия, безжалостный экспрессионизм музыкального языка. Публика не принимала нового Сибелиуса; впрочем, он, кажется, не обращал на это никакого внимания…

Незадолго до начала Первой мировой войны Сибелиус объездил с концертами Гётеборг, Ригу, Копенгаген, Берлин и Париж, а в 1914-м посетил США, где его избрали почетным доктором Йельского университета. Близилось 50-летие композитора. Празднование юбилея «величайшего сына Финляндии», отмеченное торжественным концертом, вылилось в общенациональное торжество. Война принесла тяготы не только духовного, но и материального плана: гастроли прекратились, государственный пенсион обесценился из-за инфляции, гонорары за издание нот не доходили до адресата…

Чтобы прокормиться, композитор сочинял небольшие произведения, которые именовал «бутербродными», но даже в них встречались оригинальные находки, сочетавшие популярные темы с высоким мастерством.

«Молчание ЯРВЕНПЯЯ»

В симфониях, написанных после затяжного кризиса военных лет, было еще немало нового и свежего, однако к середине 1920-х годов творческая активность стареющего композитора постепенно иссякает. Последний раз в качестве дирижера он выступил на премьере своей Шестой симфонии весной 1923 года. Годом позже в Стокгольме прозвучала одночастная Седьмая... С 1929 года Сибелиус продолжал писать, но не публиковал новых работ: «Требования, предъявля-емые к самому себе, с годами растут. …Быть может, больше всего труда я вложил в те работы, которые никогда не были завершены».

Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмую симфонию, о которой столько говорилось, однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе «масонскую» музыку и песнопения; они значительно уступали лучшим сочинениям, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта. Лишь узкий круг посвященных знал, что Сибелиус был Великим магистром масонской ложи Финляндии (что предполагало неустанное самосовершенствование и стремление к поистине мистическим высотам); эта сторона его жизни до сих пор остается в тени.

В годы Второй мировой войны Сибелиус еще пытался сочинять; но несколько костров, устроенных композитором из своих поздних работ в конце 1940-х годов, стали последними, невозвратными шагами на пути к «молчанию Ярвенпяя», как называли его загадочное безмолвие современники. Только прозвучавшая в 1931 году «Похоронная музыка», сочиненная им для погребения старого друга, художника Акселя Галлен-Каллелы, может дать отдаленное представление о том, что потерял мир, когда были уничтожены эти работы. В последние годы жизни Сибелиуса почитали как одного из величайших композиторов века. В «Айнолу» непрерывным потоком стремились титулованные гости.

На 90-летний юбилей бывший премьер-министр Велико-британии сэр Уинстон Черчилль прислал Сибелиусу ящик его любимых гаванских сигар. Сибелиус вместе с несколькими близкими ему художниками уделял много времени изучению теософии и учения розенкрейцеров, увлекался мистической доктриной Блаватской. В кругу друзей он не скрывал, что верит в перевоплощение, и говорил о своих прежних жизнях. Из всех созданий природы птицы восхищали его больше всего. «Миллионы лет назад, в прошлых воплощениях, — сказал он однажды, — я, должно быть, был как-то связан с лебедями или дикими гусями, потому что и сейчас ощущаю это родство». 18 октября 1957 года композитор вернулся с обычной утренней прогулки.

Воодушевленный, он рассказал жене о том, что видел стаю журавлей. «Они прилетели. Птицы моей молодости прилетели!» — воскликнул он. Вдруг одна из птиц оторвалась от стаи и сделала прощальный круг над «Айнолой». Через два дня Сибелиус умер от кровоизлияния в мозг. Еще при жизни Сибелиус удо-стоился почестей, которые воздавались немногим. Достаточно упомянуть многочисленные улицы и парки, названные его именем, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса», Музыкальную академию имени Сибелиуса... Но что таило в себе молчание композитора, не решившегося нарушать гармонию тишины случайными звуками, до сих пор неизвестно никому.

Вера Оникина

"Всемирный следопыт" №18 2005г.


10.04.2009

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Финский Голливуд

Турист № 1

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Лапландская лихорадка

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

Город круглых улиц

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Цветы для Анны

29. IMATRA BIG BAND FESTIVAALI

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Потанцуем?!

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Обитель царственных особ

По эту сторону границы

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии