Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Что за станция такая: Дибуны или Ланская?

Тема: История  

Журнал No: 3 (58)


В марте 1856 года состоялось заседание сената, на котором решался вопрос о необходимости улучшения путей сообщения как внутри страны, так и с Петербургом. Спустя год император Александр II подписал Высочайшее повеление о строительстве железной дороги Гельсингфорс – Тавастгус, а затем Петербург – Выборг – Або.

Петербург – Выборг
Весной 1858 года началось строительство первой финской железной дороги из Гельсингфорса (Хельсинки) в северном направлении на Тавастгус (Хямеенлинна). Кроме того, велась работа над проектом дороги Петербург – Выборг (с последующим продлением до Гельсингфорсско-Тавастгусской линии на станции Риихимяки).

Закладка железнодорожной ветки от Риихимяки к Петербургу состоялась 3 января 1868 года. Дорога была закончена в рекордно короткие сроки – за 2,5 года. Первый поезд от Петербурга до Парголово прошел 22 июня 1869 года, а 1 февраля 1870-го доставил пассажиров из Петербурга в Выборг.
Официальным днем открытия Финляндской железной дороги принято считать 30 августа 1870 года (ст. ст.) – день именин императора Александра II.

Сто двадцать верст
Для магистрали Петербург – Выборг было заказано в Англии достаточное количество локомотивов. Пассажирские вагоны, построенные на заводе в Гельсингфорсе, отличались комфортом и имели сквозной проход от головы до хвоста поезда. Стоимость билетов по тому времени была вполне доступной: проезд одной версты в I классе стоил три копейки, во II – две, в III – одну копейку. Таким образом, поездка из Петербурга в Выборг (120 верст) обходилась от 1 руб. 20 коп. до 3 руб. 60 коп. В ночных поездах предусматривались спальные вагоны, за пользование которыми взималась дополнительная плата – 3 руб. (включая постельное белье).

Для членов императорской семьи строились особые вагоны. Содержались они в отдельном депо на Финляндском вокзале. Три таких вагона удалось сохранить, и в настоящее время они экспонируются в Железнодорожном музее г. Хювинкяя. (Для сравнения: в Российской империи на каждой железной дороге были императорские поезда, но не сохранилось ни одного вагона.)

Финляндскую железную дорогу обслуживали финны, одетые в форменные тужурки и голубые кепи. В Валкеасаари (ныне Белоостров) еще стояли русские жандармы, а на станции Терийоки (Зеленогорск) – уже финские полицейские, в черных касках, мундирах со светлыми пуговицами и тесаками с металлической отделкой. В ходу были общероссийские деньги и финские по курсу 37 коп. за марку.

На протяжении 30 верст дорога проходила по российской территории, оставаясь в ведении Управления Финляндских железных дорог. Главная строительная контора (а затем и Управление Финляндских железных дорог) находилась в Гельсингфорсе. По отношению к Российскому МПС линия оставалась на положении частной железной дороги.
Граница между Россией и Финляндией проходила по реке Сестре у станции Валкеасаари, где осуществлялся паспортный контроль и таможенный досмотр багажа, а с 1905 года нес службу отряд пограничной стражи.

«Исключительные недоразумения»
«Финляндские железные дороги до последнего времени находились в удовлетворительном состоянии, несмотря на попытку господ обрусителей и здесь ввести своеобразный порядок, принятый в империи. Точное исполнение инструкций и своих прямых обязанностей лицами служебного персонала нисколько не мешало им быть вежливыми и предупредительными с пассажирами.

К сожалению, и по настоящее время повторяются недоразумения с русскими пассажирами, вступающими в резкие пререкания со служащими дороги из-за требований, предъявляемых последними на основании действующих правил. Бывали случаи, когда подобные столкновения разрешались крупным скандалом, переходя на почву оскорбления личности.

Надо полагать, что эти исключительные недоразумения с пассажирами, между которыми попадались иногда лица с положением и высоким рангом, происходили потому, что, не стесняясь в своем отечестве, им трудно отрешиться от своих привычек даже в стране, где оскорбление, нанесенное любому гражданину, влечет за собой строгое наказание виновного. Именно этим господам не следует забывать, что финляндский закон карает всех одинаково и никаких исключений не признает. За неисполнение требований администрации дороги, хотя бы в лице простого кондуктора, сиятельная особа наравне с сермяжником будут одинаковым образом удалены из вагона». (К. Б. Грэнхаген. Спутник по Финляндии. СПб., 1913.)

Вокзал – «лицо» дороги
Строительство большинства сооружений на территории, принадлежавшей России, велось по местным подрядам, но в соответствии с планами, составленными финскими инженерами. Местные подряды не оправдали себя: «работы исполнялись дурно или совсем не исполнялись». Финское железнодорожное управление вынуждено было производить эти работы силами своих людей, за исключением строительства станционных зданий в Петербурге и Выборге.

Главным считался вокзал в Петербурге. Он должен был иметь внушительный вид и соответствовать требованиям международного уровня. Проект выполнил гражданский инженер П. С. Купинский, архитектор Министерства путей сообщения, автор множества проектов вокзалов времен «железнодорожного бума» второй половины XIX века.

За строительные работы отвечал выборгский купец Павел Яковлев, за отделку интерьеров – финские архитекторы В. Вестлинга и П. Дегенера, мебель приобреталась в Германии. Финляндский вокзал был закончен в 1870 году. «Иллюстрированная неделя» писала, что если вокзал «не может назваться изящным по рисунку фасада, то во внутреннем расположении опрятен и удобен».
Здание в готическом стиле выходило на привокзальную площадь, а железнодорожные пути шли к Неве, где находилась товарная станция.

Неореализм, ренессанс, готика…
Деревянные пассажирские здания вдоль линии на территории Финляндии были построены в стиле, напоминающем ренессанс и готику (архитектор – Кнут Нюландер). Все вокзалы на «русском» отрезке проектировал Вольмар Вестлинг, получивший образование в Политехническом институте Гельсингфорса. Постройки в стиле неореализма напоминали виллы и дачи на Карельском перешейке (станции Ланская, Удельная, Шувалово, Парголово, Терийоки, Куоккала и др.).

На станции Ланская кассы для продажи билетов были оформлены в виде шестиугольной веранды – эркера. В Левашово и Шувалово резьба и украшения располагались с наружной стороны здания вокзала.
«Здания вокзалов вдоль всей линии выполнены в простом, опрятном и практичном стиле, обшиты досками и покрашены масляной краской, с более или менее богатым орнаментом. Как в оснащении, так и в меблировке, по-видимому, пытались избежать ненужного излишества. В основном они отвечают требованиям комфорта, на который пассажиры в наше время имеют право рассчитывать», – говорилось в сообщении одного из участников строительства дороги.

Дачники
Открытие Финляндской железной дороги вызвало интенсивное строительство дачных поселений. «В настоящее время самая оживленная дачная местность – это Финляндская железная дорога. Достаточно сказать, что каждый день по этой дороге отправляются с петербургской станции (после 3 часов дня) и прибывают в город (с утренними поездами) не менее 5000 дачных мужей. Но к этой цифре следует прибавить мужей, не совершающих ежедневных поездок, затем – многочисленные семейства, и мы получаем население тысяч 50 обоего пола. Виллы, дачи и дачки, избы и лачуги, до холодного сарая, превращенного в жилье, включительно, наполняются летом в такой степени, что на каждую квадратную сажень приходится по человеку.

Дачные местности: Ланская, Удельная, Озерки, Шувалово, Парголово, Выборгское шоссе, Юкки, Заманиловка, Кабаловка, Старожиловка, Левашово, Белоостров и Сестрорецк – это "русская" Финляндия, а за Белоостровом: Терийоки, Райвола (Рощино. – Прим. ред.), Новая Кирка и проч. до Выборга, – "чухонская" Финляндия». (Из очерка Г. Знакомого «Дачи и окрестности Петербурга». СПб, 1891.)

Шувалово – Озерки
Станция Шувалово располагалась на живописном берегу Суздальского озера. На озере, у вокзала, раньше была пристань, откуда пароходы перевозили дачников на противоположный берег, застроенный множеством дач, и к имению графа Шувалова.
Здесь сохранился станционный жилой дом (ул. Чистякова, 1А). Слева от него находилось здание Озерковского вокзала, где бывал Блок. Из дневника поэта: «Едем на Финляндский вокзал, с Удельной едем в Коломяги, оттуда в Озерки, проходим над озером, пьем кофей на Приморском вокзале, возвращаемся трамваем…»

Удельная, Озерки и Шувалово были популярными дачными поселками, с летними театрами, вечерами танцев, катанием на лодках по озерам. Недалеко от станции Шувалово работал Новый шуваловский театр с концертными залами, рестораном и садом купца Дыренкова.
Станция Озерки была построена в связи с появлением между двух Суздальских озер – Среднего и Верхнего – Озерковского театра с концертным залом, рестораном, эстрадой. В театре устраивались семейные вечера, ставились любительские спектакли, в частности для детей. Озерковский театр посещало большое число зрителей, приезжавших специально из Петербурга.

На Большой Озерной был сад Брунса с летним залом, площадкой для катания на роликах, тиром и эстрадой, впоследствии получившей название «Шантеклер».
Близ Большой Озерной находилась водная лечебница доктора В. И. Афанасьева «для пользования различного рода ваннами (серными, паровыми, солеными и др.), душами, растиранием массажем, лечебной гимнастикой, минеральными водами».

«Чухонская» Финляндия
Администрация Финляндской железной дороги делала все возможное, чтобы привлечь дачников за Белоостров, на финскую сторону. Например, сезонный билет до Ланской (12 верст от Петербурга) и до Белоострова (около 40 верст) стоил одинаково – 30 рублей (III класс). «До Белоострова и далее ходят специальные скорые поезда в самые удобные часы. В Парголово (23 версты) вас везут почти 3/4 часа, а в Белоостров, чуть не вдвое дальше, – столько же.

Летнее расписание поездов для «чухонской» Финляндии начинается в апреле и кончается в сентябре, а для «русской» в конце мая только начинают ходить все поезда, а в августе число поездов уже сокращается… Благодаря такой политике несколько сот петербургских семей за последние годы перебрались на лето в «чухонскую» Финляндию и вполне довольны судьбой...» (Из очерка Г. Знакомого «Дачи и окрестности Петербурга». СПб, 1891.) Стоит заметить, что за финской границей дачи были относительно недорогие.

Первая станция на «чухонской» стороне после Белоострова – Терийоки. Тогда никто не предполагал, что «дачный бум» охватит все финское побережье – от Дюн до Ваммельсуу и дальше. Так что петербуржцам, имевшим дачи, например, в Куоккала, нужно было выходить из поезда либо в Белоострове, либо в Терийоки, а затем брать извозчика. Несколько лет спустя появились промежуточные платформы – Куоккала (1889, ныне Репино), Келломяки (1901, ныне Комарово), Оллила (1901, ныне Солнечное), Канерва (1914, между Келломяки и Куоккала, ныне не существует), а также Тюрисевя (1908, ныне Ушково).

В декабре 1917 года, после революционного переворота в России, была введена в действие новая пограничная станция на финской стороне – Раяйоки (ныне не существует), на берегу реки Сестры. Пограничный мост с советской стороны выкрасили в красный цвет, с финской – в белый. Река Раяйоки (по-фински – «пограничная река») разделяла два государства вплоть до начала «зимней» кампании 1939 года. Но это уже совсем другая история…

На фото: Раяйоки


Александр Ковалевский
27.11.2006

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Книга, которую стоит прочесть

Турист № 1

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Лапландская лихорадка

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

Город круглых улиц

Цветы для Анны

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

Обитель царственных особ

По эту сторону границы

Карельский перешеек-столкновение интересов

Чудеса в... ботинке

Добро пожаловать в… бочку

"Святая святых" финского дома

Рождество в Финляндии

Оулу - зеленый центр северной Финляндии

Рацио и эмоцио финского ренессанса

Западное побережье: край десяти потоков

В гости к приведениям

Память в финском животе

Счастливые дни в Виролахти

Простая и великая Туве

Финская золушка

Жизнь как колдовство

О рыбах и бобрах

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Партизаны Суоми

В Финском заливе может появиться остров Талсинки

Свеаборг

Драма времен “казино-экономики”

Финская аура

Тампере - город необычных музеев

Замок в Турку: любовь и кровь

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии