Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Простота и роскошь: храмовая архитектура современной Финляндии

Тема: Архитектура  

Журнал No: 5 (60)


В соответствии с философией Гегеля здание есть отражение духа своей эпохи; его формы отрицают и преодолевают стили и настроения предшествующих эпох. Наглядное доказательство этому утверждению – финская церковная архитектура.

Величественные храмы в имперском стиле – свидетельство столетнего присутствия России на земле Суоми. Самый примечательный собор времен Княжества Финляндского, возведенный по проекту Карла Энгеля, – Кафедральный, находится на Сенатской площади в Хельсинки.
Отдельная тема – церкви в стиле модерн, возведенные на рубеже XIX–XX веков в духе национального финского романтизма. Над их созданием трудился весь цвет нации: архитекторы Ларс Сонк, Биргер Федерлей, Йозеф Стенбек, художники Аксели Галлен-Каллела, Хуго Симберг, Магнус Энкель, витражист Илмари Лаунис и даже композитор Ян Сибелиус – он сочинил мелодию для семи колоколов Kalliokirkko (церкви в скале, расположенной в конце улицы Lutherinkatu в Хельсинки).

Все храмы Финляндии можно условно разделить на две категории. К первой относятся средневековые каменные церкви XII–XV веков – это Кафедральный собор города Турку (Turun tuomiokirkko), церковь Туомиокиркко (Tuomiokirkko) в Порвоо и большая часть церквей на Аландских островах. Вторая группа – храмы, возведенные начиная с периода Реформации и до наших дней (материал, соответственно, варьируется от дерева к железобетону). Первые – упрощенные вариации базилик времен шведского господства, вторые – модернистские по содержанию и функциональные по сути. Возникает вопрос: какое отношение модернизм, “дитя” ХХ столетия, имеет к Реформации?

Эксперименты с церковной архитектурой начались еще в конце XIX века. Казавшиеся тогда новаторскими и даже скандальными идеи храмов с огромными аудиториями (в духе древнегреческих амфитеатров с минимальным набором декоративных элементов) вылились в модернистское течение, охватившее всю Европу. Главными его вдохновителями стали швейцарец Ле Корбюзье, немец Вальтер Гропиус и финн Алвар Аалто.

Что касается самой идеи минимализации внешнего и внутреннего убранства храмов, то момент ее зарождения совпал с эпохой деревянных церквей Северной Реформации. “Новые” христиане – лютеране, протестанты, баптисты, кальвинисты – обустраивали свои церкви согласно наименьшим нуждам верующего, подобно ранним христианам, собиравшимся на службы в пещерах или собственных домах. В ХХ веке модернизм преобразовал эту идею в формулу выразительности архитектурного храмового пространства – лаконичного, без декора и живописи – иконографической или настенной. Поэтому даже ранняя финская церковная архитектура эпохи Реформации является в какой-то степени модернистской.

После Второй мировой войны Финляндия активно занялась реконструкцией старых церквей и возведением новых (в то время как в СССР храмы активно уничтожались или перестраивались под складские помещения!). В 1950-х годах построены церкви в Рованиеми (Rovaniemen kirkko) и Иматре (церковь Vuoksenniska у водопада Иматранкоски по проекту Алвара Аалто).

В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века Финляндия переживает технический подъем. Появляются новые экспериментальные проекты в области архитектуры, в том числе храмовой. Так, действующая церковь Креста (Kristuksen Kirkko) в Лахти, построенная в 1978 году по проекту Алвара Аалто, используется как концертный зал и место проведения конференций. По такому же принципу устроены церковь Тапиола в Эспоо (Tapiolan kirkko, архитектор Арно Руусувуори), церковь Калева (Kalevan kirkko) “о восемнадцати окнах и восемнадцати дверях” в Тампере, храм-тент Каннелмяки (Kannelmäen kirkko) в Хельсинки, спроектированный Мартти и Марьяттой Йаатинен. Но самый известный церковный концертный зал – Kalliokirkko на площади Temppeliaukio в Хельсинки (архитекторы Тимо и Туомо Суомалайнен) – та самая церковь в скале, с колоколен которой звучит музыка великого Сибелиуса. Ее название соответствует действительности: церковь вырублена прямо в каменном массиве. Единственное украшение – медные пластины, прикрепленные к потолку, они выполняют функцию резонаторов, обеспечивая великолепную акустику.

Для лютеранских церквей последнего десятилетия характерны максимально упрощенные формы. В 1980–1990-х годах появились и новые православные церкви – в городах Тиккурила, Ярвенпяя и Тапиола. Роскошью отделки они заметно отличаются от своих “столетних” предшественников, выдержанных в строгом неовизантийском (или русском неоготическом) стиле, например Успенского собора в Хельсинки, именуемого в просторечье “Сипули” (“Луковица”), а также церкви Святых Николая и Александра Невского в Тампере.

Вы сможете поближе познакомиться с церковной архитектурой Финляндии, если обратитесь в туристическое бюро интересующего вас города. Например, в Хельсинки с июня по сентябрь регулярно устраиваются пешеходные экскурсии с посещением главных храмов столицы.


Татьяна Хейккиля
20.12.2006

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Город круглых улиц

Архитектура с национальным характером

Вперед в прошлое!

Командировка в Финляндию

Достопримечательности Савонлинны

Я б в дизайнеры пошел…

По эту сторону границы

Интересные детали покупки квартиры в Финляндии

Дома с финским сердцем

Оулу - зеленый центр северной Финляндии

Новоселье – с выставки

Православие по-фински

Рацио и эмоцио финского Ренессанса

Прогулка по Хельсинки

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии