Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Новый Валаам

Тема: Рыбалка / грибы-ягоды / охота  

Журнал No: 6 (52)


Новый Валаам – православный монастырь в финской Карелии, в центре «треугольника» Варкаус – Куопио – Йоэнсуу. Каждый год более ста пятидесяти тысяч человек приезжает сюда, чтобы пройти по усыпанным хвоей лесным тропинкам, услышать звон колоколов деревянной церкви Преображения Господня, отстоять службу в белокаменном Спасо-Преображенском храме.

В Новом Валааме, кроме электричества, вы не отыщете ни единого признака того, что на дворе третье тысячелетие: первозданная природа, тишина, покой… Но этот мирный уголок хранит в себе трагедию православия ХХ века – века чудовищной жестокости и безверия.

Исход из Старого Валаама
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь основан, по многим данным, в XII веке на острове, расположенном посреди Ладожского озера. В результате октябрьского переворота 1917 года Валаам остался на территории Финляндии. К концу 1930-х годов монашеская братия была малочисленной. Монастырь приходил в упадок. Он не раз подвергался бомбардировкам и обстрелам: «зимняя» война 1939–1940 годов мишеней не выбирала.

На пустеющей территории общины были размещены финские войска. Не станем скрывать: Валаам обстреливала русская артиллерия. И когда стало ясно, что обитель у истории не отмолить, из монастыря начался исход. 4 февраля 1940 года в путь тронулись двести пять монахов, послушников и наемных работников.

Эвакуация… В ХХ веке это страшное слово звучало часто, однако сегодня немногие в состоянии понять глубину душевных страданий людей, сорванных с места. Переезд – это всегда потери. Но как своими руками разорить обитель, которая исстари несла Северу православие?! Монахи Валаама смогли взять с собой лишь самое ценное: часть Гроба Господня (в настоящее время он, как и другие святыни, хранится в Музее православной церкви Финляндии в г. Куопио), гробницу преподобных Сергия и Германа, намоленные иконы, древнейшие из которых относятся к XV веку, иконостас и кое-что из церковной утвари.

Не забыли и Валаамские колокола, и архив, и около 20 тысяч томов из монастырской библиотеки. (В монастыре сегодня осталось лишь пять тысяч книг, остальные хранятся в библиотеке Славянского фонда университета Хельсинки – известной всему миру Slavica.)

…Сборы окончены. Колокол Валаама пробил двенадцать раз, и обитель опустела. Горький путь исхода, сопровождаемый лишениями, перенесли не все: еще до первой остановки в селе Каннокоски погибла десятая часть братии. В Каннокоски монахов разместили в пяти школах – в классах с грубо сколоченными нарами. В одном устроили церковь, где и проводили службы перед алтарем, увезенным с Валаама.

Изгнанники надеялись, что война закончится и они смогут вернуться в родные места. Но мечты не сбылись. В 1941 году часть монахов во главе с игуменом Маврикием вернулась на Валаам и застала разоренную обитель. Вскоре игумен Маврикий умер и был похоронен у алтаря Никольского собора. Последний монах покинул Валаам 19 августа 1941 года.

На новом месте: знамение и труды
Поселившись в школе Каннокоски, монахи стали искать место для обители, где смогли бы снова зажечь свечу православной веры. И такое место нашлось.
По законам Финляндии тех лет православная церковь наряду с лютеранской была второй государственной церковью. Это значит, что государство помогало церкви: выплачивало жалованье священникам и вело обучение духовных лиц. Поэтому весной 1940 года президент Каллио поинтересовался у представлявшего монастырь отца Исаакия о нуждах обители и предложил купить усадьбу Паппиниеми в Хяйнавеси. 

Поместье имело более трехсот гектаров земли, пашню и постройки, но пригодно ли оно для иноческой жизни? Сомнения исчезли, когда при осмотре построек в одной из комнат вдруг обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев – Сергия и Германа. Каким образом православная икона попала в поместье лютеран, остается загадкой и поныне, но монахи увидели в этом знамение. Выбор был сделан – место Новому Валааму найдено.

Для покупки усадьбы Паппиниеми была еще одна веская причина. Местность Хяйнавеси напомнила братии Валаам: здесь и живописное озеро, и старые ельники, и скалы... Словом, почти как «дома».
Школьный класс не мог вместить всех молящихся, поэтому прежде всего принялись устраивать церковь. Ее разместили в одном из сараев. Утвари и иконам нашлось место на самодельном иконостасе – и службы начались. Для хозяйства купили шесть лошадей, несколько коров. Жизнь постепенно стала налаживаться.

Так был основан Новый Валаам. Осенью 1943 года, когда карельские территории вновь отошли к Советскому Союзу, к изгнанникам Валаама присоединились шесть иноков Трифоново-Печенгского монастыря, а в 1954-м – девять монахов Коневецкого монастыря, что на Ладоге. С собой они принесли древнюю чудотворную икону Коневецкой (Голубицкой) Божьей Матери. Сейчас эта икона занимает почетное место в иконостасе Спасо-Преображенского храма Нового Валаама.

Но обитель, нашедшая приют на чужбине, едва не была погублена из-за внутрицерковных распрей. Монастырь пустел. Дошло до того, что в начале 1970-х годов богослужение в храме вел единственный монах – отец Симфариан. Казалось, конец общины неминуем. Что же помогло Новому Валааму выстоять?

Запустение и возрождение
Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться к тому моменту, с чего все началось. Переворот 1917 года вверг русское православие в пучину бедствий. Финская православная церковь перешла в подчинение к Константинопольскому патриарху. Была введена грегорианская система летосчисления. Старый Валаам, в то время находившийся на территории Финляндии, должен был с 1924 года перейти на новый стиль.

Однако часть братии Валаамского и Коневецкого монастырей не приняла новый календарь, и этот раскол едва не стал для обители роковым. Разделение продолжалось и на Новом Валааме. «Обедать сходились вместе, а Богу молились врозь на две группы, по старому стилю и по новому. Продолжали молиться на два фронта до 1945 года», — писал в воспоминаниях игумен Нестор.

Противоречия сохранились и после войны. В 1946 году монастырь снова перешел под юрисдикцию Русской православной церкви и службы стали вести по старому (юлианскому) календарю. А еще через десять лет, после полного восстановления отношений между Русской и Финской православными церквами, обитель на Новом Валааме оказалась в составе Финской Церкви. Наиболее ревностные старцы вернулись в Россию. Свои дни они окончили в Псково-Печерском монастыре.

Вспоминали ли участники этих споров евангельское пророчество, гласящее: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то»? Между тем монахи-изгнанники старели и умирали, пополнения не было, некому было не только вести сельскохозяйственные работы, но и петь в церкви во время богослужений. В 1950-е годы стало очевидно, что обитель приходит в запустение.

Но во второй половине 1970-х годов в монастырь пришли финны. Они были молоды и исповедали православие. Богослужения стали вести на финском языке, а в истории Нового Валаама открылась новая страница. Насельники энергично взялись за возрождение монастыря – и потекли пожертвования от верующих и от государства. Прежде всего решили возвести храм. По традиции его назвали Спасо-Преображенским. Проект выполнил финский архитектор русского происхождения Иван Кудрявцев. Не случайно храм, освященный в 1977 году, когда отмечалось 800-летие православия Финляндии, напоминает церкви Пскова и Новгорода XIV–XV веков!

Звонницу оснастили двенадцатью колоколами, вывезенными с Валаама. Остальные колокола, спасенные монахами во время войны, звучат в других храмах Финляндии. Этот звон и сегодня будит паломников и туристов сквозь тройное остекление окон монастырской гостиницы.
В 1984 году в возрасте 111 лет умер последний изгнанник Валаама. Говорят, что смерть его была светла и пребывание в возрожденной обители было последней радостью.

Миссия Нового Валаама
Историки сходятся во мнении, что именно монастыри стали первыми хранителями культуры и помогли человечеству пронести свет знаний сквозь тьму столетий. Еще в Средние века монашеские общины занимались просвещением и образованием мирян. Случайно или нет, но Новый Валаам оказался преемником монастырей средневековья: свою миссию здесь видят прежде всего в распространении православия и обучении основам православной культуры. Об успешности этой миссии можно судить хотя бы по тому, что в лютеранской Финляндии ежегодно прибавляется до шестисот совершеннолетних православных верующих. Причин тому несколько.

В мире всего две светские православные Академии – в Греции и на Новом Валааме. В Академии читают лекции по православной религии и культуре, хоровому пению, экологии и медицине, церковной архитектуре и литературе. В среднем курс занимает три–пять дней. Академию ежегодно посещают три тысячи человек. Здесь же существует и школа иконописи.

Посетители монастыря могут пользоваться библиотекой и архивом общины. Библиотека Нового Валаама живет в едином с монастырем ритме. Ее стены украшены картинами, вывезенными со Старого Валаама, а в витринах выставлены манускрипты и старинные реликвии. Ново-Валаамское книгохранилище – это храм знаний, с особой атмосферой вечности, которой вовсе не помеха превосходное техническое оснащение: компьютеры, копировальные аппараты, современный каталог.

Надо сказать, что Ново-Валаамский монастырь ведет и издательскую деятельность. Выпускаемые обителью книги на английском и финском языках можно приобрести в монастырской лавке. 
В Центр консервации и реставрации икон, построенный и оснащенный правительством Финляндии, посетители не допускаются. Для реставрации святынь, написанных на дереве и холсте, используется новейшая аппаратура.

Такой кропотливый труд, конечно же, не под силу одним только насельникам Нового Валаама. Удивительным образом в наше атеистическое время обитель собрала вокруг себя людей с самыми разными взглядами, она напоминает скорее православный культурный центр, нежели монастырь. Сюда приезжают поработать добровольцы. Некоторые юноши, не желающие идти в армию, проходят альтернативную службу именно здесь, в служении монастырю. 

Путь паломника
Современный паломник, посещающий Ново-Валаамский монастырь, чаще всего обычный турист. Поэтому средства для поддержания обители Новый Валаам зарабатывает, принимая гостей. В любое время года сюда приезжают юные и пожилые, в одиночку и с семьями. Расстояния (от Хельсинки – 365 км, от Куопио — 100 км, от Йоэнсуу – 65 км) стали легко преодолимыми, тем более что по пути есть чем полюбоваться: леса, поля и озера, приветливые деревеньки и хутора.

Туристические бюро предлагают разнообразные туры с посещением Нового Валаам. В тур обычно входит однодневное пребывание в монастыре, но для тех, кто хочет задержаться, есть комфортабельная монастырская гостиница и общежитие для гостей. (Правила для постояльцев нестрогие: вас попросят не курить в гостинице и не опаздывать на обед и ужин.) Лучшее время для поездки в монастырь — конец зимы или начало весны, когда дни становятся светлее, а снег синеет и увядает под лучами солнца.

На богослужениях могут присутствовать все желающие. Верующие молятся стоя, а для прихожан, которым по состоянию здоровья трудно отстаивать службы, предусмотрены скамьи. К причастию допускаются только православные.
А вот обедом в трапезной монастыря угощают всех. В небольшой лавочке турист найдет оригинальные сувениры и приготовленное монахами вино. И даже если вы приехали лишь на несколько часов, вам предложат интересную экскурсию, рассказывающую о прошлом и настоящем обители.

Редакция благодарит Яану Нукянен (директора по маркетингу Валаамского монастыря) за предоставленные фотографии.


Татьяна Прокконен
04.10.2005

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Рыбацкие байки

Финское чудо

Ввозить запрещается!

Страна гармонии

Шипы и розы границы

По ступеням Саймаа

Полезные цифры

5 причин удачной рыбалки

Аланды

Стоимость аренды коттеджей в Финляндии

Стоимость долгосрочной аренды коттеджей в Финляндии

Рыбалка в Финляндии

Дом, который всегда в пути

"Сниму комнату...в деревне"

Паломничество в mökki

Озерные пейзажи Варкауса

Кухня на колесах

По морям, по волнам…

Мы едем, едем, едем…

Особенности национальной рыбалки в Финляндии

Западное побережье: край десяти потоков

Плодово-ягодное удовольствие

Лето в Финляндии: отдыхаем активно!

Три счастливых дня в Варкаусе

Золотая осень в Финляндии

Отдохни и заработай!

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии