Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Елизавета Клодт-Ярнефельт – мать финской культуры

Тема: Искусство / Литература  

Журнал No: 1 (38)


Эта женщина картин не писала, музыкальных пьес не сочиняла и славу снискала не как писательница, несмотря на то, что несколько детских книг принадлежат ее перу. Она лишь тонко чувствовала прекрасное, имела большую душу, умела наслаждаться чужими талантами, поддерживать их.

Ее брак с Александром Ярнефельтом, знаменательный с точки зрения финской культуры, был заключен в 1859 году в Петербурге, и дети, рожденные в этом браке, стали гордостью Финляндии… Елизавета родилась в 1839 году в семье замечательной и знаменитой. Любимцы муз и императоров, все Клодты фон Юргенсбурги были щедро наделены разнообразными таланта-ми и известны не только по всей России, но и за ее пределами.

Корни этого старинного рода можно найти почти в любом уголке Европы: в Италии, Саксонии, Пруссии, Курляндии, Ли-вонии. В XVIII веке в судьбе семейства Клодтов свершился удивительный поворот: они перебрались в Россию. И здесь, в Петербурге, полностью раскрылся их потенциал, заблистал всеми гранями фамильный талант. Карл Федорович Клодт, дед Елизаветы, был бароном и генералом, участником Бородинской битвы. Его портрет находится в Галерее героев 1812 года в петербургском Эрмита-же. Петр Карлович Клодт, дядя Елизаветы, – знаменитый скульптор, чьи бронзовые кони вот уже полтора века украшают Аничков мост в Северной столицк. Его сын Михаил Петрович Клодт – живописец-жанрист, академик живописи – преподавал в Академии художеств. Константин Карлович, отец Елизаветы, офицер и художник-гравер, выбрал карьеру военного, но все свободное время посвящал рисованию. Именно он начал в России обучать искусству гравюры, открыв в Академии художеств класс ксилографии. Михаил Константинович Клодт, старший брат Елизаветы, также стал художником. Академик живописи и профессор, он был одним из основателей Общества художников-передвижников.

Аристократическое семейство Клодтов жило довольно скромно. Всех его членов отличала изысканная утонченность манер, при этом внешние признаки высокого звания – надменность и неприступность – были им абсолютно чужды. Родственники Елизаветы поражали благородством мыслей и полной свободой от каких бы то ни было религиозных и общественных предрассудков. Клодты поддерживали западное свободомыслие и европейскую культуру. Быть может, именно эти качества и привлекли внимание молодого офицера, встретив-шегося с Елизаветой на балу, устроенном в честь ее пятнадцатилетия.


Александр Ярнефельт принадлежал к старинному финскому аристократическому роду – довольно, надо сказать, обедневшему (к моменту знакомства Александра с его будущей супругой Ярнефельты были всего лишь скромными землевладельцами). Для честолюбивого юноши встреча с Елизаветой значила очень многое, и не прошло трех месяцев, как Александр решил жениться. Он просил руки своей избранницы у ее матери, и баронесса сама приняла решение о браке дочери и «холодного сухого шведа».

Елизавету и Александра объединяло многое: они поддерживали идею финляндской самостоятельности и тепло относились к России, увлекались искусствами и интересовались политикой. Елизавета разделяла патриотические идеи Александра о подъеме народного уровня жизни и образования в Финляндии, о придании финскому языку официального статуса. Их брак длился почти 40 лет. Потомки двух многонациональных дворянских родов смогли за это время сделать немало из того, о чем мечтали в молодости, но главной славой Ели-заветы стали ее дети.

Немка по происхождению, русская по рождению, госпожа Ярнефельт подарила Финляндии тех, кем страна гордится до сих пор… Александр Ярнефельт математически точно рассчитал жизнь своей семьи – рождение детей каждый нечетный год и высокие должности для них. Старший сын Каспер должен был стать банкиром, Арвид – юристом и государственным деятелем, Ээро – математиком. Только Армас, с детства проявивший яркие музыкальные способности, заставил отца пересмотреть свой план. Александр увидел, что его одаренные художественными талантами дети вовсе не стремятся к государственной службе и смогут принести Финляндии не меньшую пользу на другом попроще. Поэтому отец будущего цвета финской культуры отдался собственной карьере (он поднялся по служебной лестнице от должности заместителя начальника управления по астрономии, геодезии и картографии Южной Финляндии до поста сенатора), а воспитание детей оставил жене. Именно она, Елизавета, была их самым талантливым учителем, их самой любящей и примерной воспитательницей.

В 1863 году Ярнефельты переехали в Выборг, где Елизавета начала учить финский язык, а в 1870 году семья перебралась в Хельсинки. Здесь для своих детей и их друзей Елизавета открыла фенноманский литературный салон – «гнездилище идеи финской самостоятельности», как позднее его называли в Финляндии. По средам или пятницам в нем собирались молодые дарования – будущие деятели финской культуры. В дискуссионном кружке салона финские идеи соединялись со стремлением к равноправию.

Все духовные устремления Елизаветы говорили о ее тесной связи с Россией. Русской литературой, как мерилом, оценивала она финский быт и события, непременно уважая и признавая самобытность финской культуры. В Хельсинки Ярнефельты имели постоянные места в Финском театре, и всем семейством часто бывали на операх и спектаклях. Театр стал пожизненной страстью всех де-тей Елизаветы. Арвид, к примеру, не только написал несколько театральных пьес, но и жену свою, актрису Сайми Сван, нашел в театре. Тем для обсуждения в салоне Елизаветы поднималось много: культура и либерализм, народ и равноправие, церковь и женский вопрос... Все они разбирались, как было принято «у большого философа Елизаветы», в духе свободомыслия и с огромным воодушевлением.

Из этого литературного салона вышло в свет много молодых талантов, в частности будущий писатель Юхани Ахо. Позже он писал Арвиду: «Чистая душа твоей матушки произвела во мне настоящий переворот – ее советы и речи были для меня словно тесак для расчистки дороги в густом сухом лесу, они вдохнули в меня идеалы добра и любви к людям». В 1884 году Ярнефельты обосновались в Куопио. Здесь они объединили вокруг себя обширный круг друзей, составивший так называемую «Школу Ярнефельтов», главной целью которой Елизавета считала развитие артистического вкуса у молодых финнов.

Она полагала, что воспитывать необходимо не только тех, кто будет создавать произведения искусства или литературы, но и тех, кто будет ими пользоваться, наслаждаться ими и оценивать. Школа имела программу, основанную на идеях, вдохновленных российским реализмом. Эти эстетические идеалы и стали основой творчества детей Елизаветы. Изысканное воспитание вкупе с учебой в Петербурге и Европе наложило особую печать на творчество всех Ярнефельтов. Их искусство полноправно заняло свое место в сокровищницах мировой культуры. И как отражение идей своих детей, как стоящая за ними сила, угадывается в произведениях Ярнефельтов образ Елизаветы Константиновны Клодт фон Юргенсбург-Ярнефельт, «матери финской культуры», дочери русской земли.

Каспер Ярнефельт, старший сын Елизаветы и Александра, посвятил себя литературной критике и, кроме того, был одаренным живописцем. Его картины попали в коллекцию музея финского искусства «Атенеум», а сам он стал членом Финского общества художников. Эдвард Армас, младший сын, – известный композитор и дирижер. Арвид Ярнефельт – писатель, журналист, переводчик. Когда речь заходит об этом литераторе, финны непременно с гордостью замечают, что в его лице они нашли своего собственного Льва Толстого, он – самый знаменитый из финских толстовцев.

В его романах ото-бражены идеи патриархального крестьянства Финляндии. Самой заметной чертой творчества Арвида является социальная критика. Целую книгу он посвятил истории своей семьи – в 1930 году вышел написанный им роман «Повесть о моих родителях», послуживший источником для создания многих театральных пьес. Еще при жизни писатель Арвид Ярнефельт приобрел статус классика финской литературы. Кроме того, он активно участвовал в общественной жизни, был одним из ведущих политиков движения «Молодая Финляндия» и считался неплохим художником-пейзажистом. Его живописные работы до сих пор успешно продаются на художественных аукционах. Ээро Ярнефельт – пионер финской графики. Его называли представителем европейской культуры и финского народа. Живописи он обучался в Петербурге и в Париже, где его соучеником стал всемирно известный Аксели Галлен-Каллела.

Русская культура, впитанная в прямом и переносном смыслах с молоком матери, оказала исключительно сильное влияние на его жизнь и творчество. В Петербурге Ээро принимал участие в выставках дягилевского общества «Мир искусства». И потом, уже в Финляндии, в своем доме, тоже создал подобное художественное объединение. Париж не сумел превратить его в импрессиониста, но и Петербургу не удалось сделать из него русского художника. Соединив в своем творчестве все самое лучшее, Ярнефельт стал одним из наиболее ярких финских живописцев.

Много лет находясь под сильным влиянием той идеи, что художник имеет особую миссию – выводить национальное искусство на международный уровень, он действительно чувствовал себя обязанным изобразить Финляндию и финнов так, чтобы они влились в мировой культурный поток отдельной, полнокровной и свежей рекой. Надо заметить, в ранних работах художника сильно чувствуется влияние его дяди, художника-передвижника, – в выборе сюжета, в соединении жанровой картины с пейзажем.

Молодой финский художник перенял от М.К.Клодта любовь к облакам, к небу… Сюжетом для произведений Э. Ярнефельта служила каждодневная жизнь обычных финских людей – крестьян и городских жителей. Его картины иногда наполнены лирикой и меланхо-лией, подобно народным финским песням, а иногда – сатирой и тихим добрым юмором. Это особенно заметно в позднем творчестве художника. Сатирические картины народного быта были большой редкостью для финского искусства.

При подготовке материала использована книга Пирьё Хямяляйнен-Форслунд «Роман Елизаветы» (СПб, 2002).


07.01.2004

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Финский Голливуд

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Сумасшедшая Финляндия

Финляндия в глазах прессы

Театр на чемодане

«2X2» финн-арта

Финский гамбит

Библиотеки в автобусе

Волшебная сила слова

Вся правда о Муми-тролях

Рацио и эмоцио финского ренессанса

7 современных финских пьес - 7 проблем финского общества

Что волнует финнов

Розы? – Книги!

Лучший друг финна

В Санкт-Петербурге открылась фотовыставка, посвященная Финляндии.

Простая и великая Туве

Жизнь как колдовство

Чужой среди своих

Под музыку великого магистра

Феномен Простоквашино

В Финляндии обнаружена мебель семьи Романовых

Православие по-фински

Элиас Лённрот – собиратель рун

Культурный вопрос

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии