Рацио и эмоцио финского ренессанса
Тема: Искусство / Литература История
Журнал No: 3 (40)
Сглаженные углы; плавные переходы от стен к потолку; непрерывность волнистых линий, очерчивающих переплеты окон, порталы, стулья, светильники; фриз с ветвями и лианами; обои с цветочным орнаментом... Нижняя панель остекленного шкафа расписана в манере, характерной для прерафаэлитов. Сочетание различных фактур и материалов, наличие самых разнообразных видов инкрустаций из стекла, керамики и металла… Все в лад, все в унисон. Функциональность предметов, связь с природными формами, одухотворенность, органичность выстроенного пространства...
Гостиная, в которую мы попали, – типичный пример европейского интерьера конца XIX – начала XX века – времени, более всего известного как «модерн». (Хотя, надо признать, у столь яркого, стремительно распространившегося по городам и весям Старого Света явления было немало и других наименований: «сецессион», «ар нуво», «югендстиль».) Новый век, новые формы, новые технологии и материалы… Чем интенсивнее процессы урбанизации, тем сильнее протест человеческого естества, в особенности естества художника, истосковавшегося по красоте природного мира.
«Модерн» стал для творцов одним из видов романтического протеста против всего рутинного. Архаический культ камня, растений, животных, ностальгическая любовь к природе – все это воплощается в архитектуре. На смену механической комбинации деталей в зодчество снова приходит цельный образ. Архитекторы отказываются от привычной ордерной формы. Создаваемые ими странные, сказочные здания удивляют необычайными идеями и силуэтами.
Новый стиль призван обновить все художественное оформление буржуазного быта. В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином jugend/«югенд». Немецкое название стиля «модерн» финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии «югенда», и назвали ее национальным романтизмом…
Постройки этого направления формировали (и формируют до сих пор) исключительно комфортную среду обитания. Ведущие национальные романтики от архитектуры – зодчие Элиель Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус, Карл Гран, Кнут Васашерна и другие – открыли выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или горшечным камнем, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов.
Было создано архитектурное бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен», спроектировано множество зданий, ставших национальной гордостью Финляндии. Хельсинки в начале XX века украсили Национальный музей, Национальный театр, Скандинавский банк, Дом врачей, железнодорожный вокзал. Мощная кладка и грубо отесанные блоки вызывают ассоциации с северными скалами, воскрешают в памяти древние кельтские предания о «злых камнях», привнося в обыденную городскую среду ностальгическую ноту.
Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами направления «югенд». Национальный музей Финляндии (Хельсинки, Мусеокату, 1 – Маннерхейминтие, 34). В конкурсе на создание здания музея первую премию получил проект бюро «Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен». Проект под названием «Карл XII» соединил в себе черты финских средневековых церквей, замковой европейской архитектуры и шведского барокко.
Эффект соединения стилей разных эпох вполне подходит и к размерам, и к назначению этого огромного здания, служащего для размещения экспозиций по археологии, истории и этнографии Финляндии. Строительство музея велось с 1905 по1910 год, а открыли его лишь после создания экспозиций – в 1916-м. Собор Св. Иоанна (Тампере). В конкурсе на строительство новой Евангелической церкви в городе Тампере участвовали 23 архитектора. Первым был Ларс Сонк с проектом «Этернитас» (aeternitas (лат.) – вечность).
Победу гарантировали представленная живописность силуэта и продуманность плана: скамьи для прихожан располагались так, чтобы с любого места можно было видеть и слышать священника; две массивные колонны не заслоняли алтарь – от них лучами шли диагональные проходы.
Строительство началось в апреле 1902 года. Гранит везли из Мессякюля и Куру на баржах, а самые большие глыбы весом 10–15 тонн – на лошадях из Пинсиё. Стены возводились из грубоколотого гранита, порталы, ступени и цоколь – из пиленого; отполированы были только некоторые детали алтаря, в частности перила. Для кровли заказывалась специальная плитка.
Изнутри церковь украшена фресками и картинами художника Хуго Симберга на тему Апокалипсиса. Автор алтарной фрески «Воскресение» и витража в алтарном окне – живописец Магнус Энкель. Строительство, продолжавшееся немногим более пяти лет, было завершено весной 1907 года. В 1924-м церковь Св. Иоанна стала собором. «Дом врачей» (Хельсинки, Фабианинкату, 17 – Похьонен Макасииникату, 6). Поначалу здание возводилось как жилищный кооператив для врачей – отсюда и название.
«Необычный», «причудливый» – каких только эпитетов не употребляли современники Сааринена, Линдгрена и Гезеллиуса – архитекторов, спроектировавших и построивших этот дом в 1900–1901 годах. Башня – «странная», окна – «своеобразные», «удивительно-обширные» плоскости гладких стен... В верхней части углового эркера, если приглядеться, явно видится лицо – с окошечками-глазами, нависшими над ними «бровями» и носом-пилоном посередине, ниже – раскрытый рот полуциркульного окна. Дом и сейчас будоражит воображение… То, что это строение для своего времени – шаг вперед, подтверждает изучение плана.
Архитекторы стремятся отказаться от типичной для доходного дома коридорной системы. Путем сдвига продольных несущих стен, замены части дверей на открытые проемы достигается относительная свобода планировки и текучесть внутреннего пространства. Много внимания уделено комфорту. Бертель Юнг – коллега и современник авторов проекта – писал, что они исключили из своей терминологии понятие «квартира» и вместо него использовали слово «дом», а словосочетание «создание фасадов» заменили выражением «рождение уютной атмосферы». Железнодорожный вокзал Хельсинки.
Короткое путешествие в мир финской архитектуры мне бы хотелось завершить у стен детища Элиеля Сааринена – хельсинкского вокзала – здания, в котором переплетены черты уходящего и грядущего стилей. Гибридом романтизма с рационализмом называют построенный в 1914 году вокзал некоторые историки архитектуры. Именно здесь прошла в начале XX века незримая граница между романтическим и рациональным в финской архитектуре, и строение стало в некотором смысле символом уходящего национального романтизма.
Проявление этого стиля в петербургской архитектуре знаменитый Сергей Дягилев называл Северным возрождением. В 20-е годы прошлого века в Финляндии вновь стали преобладать идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление (монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном), а с конца 20-х начал бурно развиваться функционализм.
Всемирно известным представителем этого течения считается Алвар Аалто, открывший новую страницу в истории финского зодчества.
05.05.2009
© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием
прямой ссылки на источник.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:
Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку… |
|

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА
