Новости
Дорога, граница
Рекламодателям
Конкурсы и акции
Календарь событий
Финляндия в Петербурге
Размещение / Бронирование
О нас
Туры
Недвижимость
О Финляндии
Вопрос-Ответ
Покупки, скидки
Читальный зал
Города
Партнеры
Архив журнала
Подписка на журнал

Архив журнала

Архив конкурсов

Николай Рерих в Финляндии

Тема: Искусство / Литература  История  

Журнал No: 6 (43)


С именем выдающегося русского художника Николая Константиновича Рериха мы обычно связываем краски и мудрость Индии. Однако не попади художник на Восток – в истории искусства он остался бы певцом Севера.

Николай Рерих провел в Финляндии более двух лет (декабрь 1916 – апрель 1919 гг.). В Стокгольме (1918), Копенгагене (1919) и Хельсинки (1919) с успехом прошли его персональные выставки. С Севером у Рериха связаны почти все стихи, повесть «Пламя», пьеса «Милосердие», около двухсот картин и этюдов. «...Должен сказать, – писал он в дневнике, – что встречал для себя и моих близких самое доброе отношение. Многие финляндцы даже говорили мне, что я как художник принадлежу в их глазах одинаково как России, так и Финляндии».

Впервые путешествуя по Финляндии летом 1907 года, Николай Константинович познакомился с творчеством знаменитого финна, иллюстратора «Калевалы», – Аксели Галлен-Каллела и с ним самим. Родственница финского художника сопровождала семью Рерихов в поездках по городам Финляндии. Рерих писал Галлен-Каллела: «Восхищаемся церковью и Вашей очаровательной племянницей». Потрясенный красотой церкви в городе Лохья, Рерих пишет статью «Древнейшие финские храмы» (1907), вступая в полемику с распространенным тогда мнением, что старинные церкви Финляндии – не финские, а всецело шведские. Уникальность финских храмов, по мнению Рериха, – в настенной живописи. Изображения фантастических птиц и зверей напоминают художнику наскальные рисунки Севера: «В них чувствуются границы Палатинской капеллы и Чудских фигур».

Он сравнивает храм с древним кораблем и призывает финнов начать реставрацию: «Финны, полюбите и сумейте сберечь ваши старейшие храмы!» Яркие впечатления от поездки 1907 года воплотились в восьми рериховских этюдах: «Вентила», «Нислот. Олафсборг» (фин. – Савонлинна. Олавинлинна), «Пунка-Харью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола». На выставке «Салона» в Меншиковском дворце эти работы заставили говорить о Рерихе как о родоначальнике героического пейзажа. «Вот этюды Финляндии; но не мертвые этюды усидчивого импрессионизма, а целый цикл страшных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и ее прошлого», – писал современник Н. Рериха, критик М. Фармаковский. Еще до поездки в Финляндию Рерих задумал цикл картин «Викинг». К 1907 году был уже написан «Бой» (1906), который А. Бенуа назвал «подлинной поэтической страницей».

Чтобы появилось еще несколько таких страниц, художнику и нужна была встреча с Севером, где он находил «первооформленное» – истоки истории и первозданность природы. Путешествие 1907 года вдохновило его на написание «Триумфа викинга» (1908), «Варяжского моря» (1910) и «Песни о викинге» (1907), отличающейся редким для раннего Рериха лиризмом: художник создает образ северянки, ждущей воина из похода. Работая над эскизами декораций к пьесе М. Метерлинка «Принцесса Мален» (1913), Рерих учел многие приемы полюбившейся ему архитектуры финского неоромантизма.

Один из эскизов «Принцессы Мален», приобретенный финским музеем «Атенеум», – не просто декорация для театра, а подлинный средневековый мир, в котором знаки реального времени переплетаются с вечными загадками бытия. Стиль суровой северной готики чувствуется и в соборе, изображенном в «Покаянии» (1917). Картина «Покаяние» написана в Сортавале. Здесь в 1916 году произошла следующая встреча Рериха с Севером. Сортавала поразила художника морозом, тишиной и дивным светом луны, столь живописно переданным в пейзаже «Лунный свет. Сортавала» (1917). В эссе «Финляндия» Рерих позже вспоминал: «Подошло Рождество, прошли школьные экзамены. Е.И. (жена художника Елена Ивановна. – Е.С.) решила на праздники ехать в Финляндию... Сейрахуоне (Сеурахуоне. – Е.С.), гостиница в Сортавала, оказалась совсем пустой.

Ладога с бесчисленными скалистыми островами – очаровательна... Финны были к нам очень дружественны. Знали и любили мое искусство. Моя дружба с Галлен-Каллела тоже была известна... Мы сняли дом Ихинлахти (Yhinlahti – Е.С.), имение Реландера. Поездка на праздники превратилась в житье. Для моей ползучей пневмонии климат Финляндии был превосходен». Имение, где весной и летом 1917 года жил Николай Константинович с Еленой Ивановной и двумя сыновьями, принадлежало педагогу и фольклористу, ректору сортавальской семинарии Оскару Реландеру. Сам Реландер находился тогда в ссылке в Сибири, куда попал за свое резкое несогласие с политикой царских властей по отношению к Финляндии. Вернувшись на родину в мае 1917 года, он поселился вместе с семьей в здании самой семинарии. В имении Реландера была написана картина «Юхинниеми» (1917) – мыс Юхинниеми был виден из окна имения.

Создавая контрастную цветовую композицию, художник обратился к приемам иконописи, что помогло ему показать Приладожье реальным и сказочным одновременно. В настоящее время пейзаж находится в Хельсинки в частном собрании Р.М. Валмари. Ее отец Хуго Фрей в 1917 году был директором Банка Объединенных северных стран, находившегося в здании нынешней сортавальской почты, и приобрел пейзаж непосредственно у художника.

В тиши Сортавалы Рерих испытал тяжесть томительной неизвестности, это чувствуется в картинах «Вечное ожидание» (1917), «Утес» (1917), «Дочери земли» (1918–1919). В картине «Утес» немало тревожных нот, они звучат отголосками то ли далекой ледниковой эпохи, то ли неразгаданной и столь же драматичной современности... В революционное время художник мечтает о единстве народов, единстве искусства, считает, что настоящим проводником между народами будет «язык знания и искусства». Слово «Юхинлахти» подсказало Рериху и заголовок статьи.

Но вряд ли художник предполагал, что Юхинлахти – Залив единения – вскоре разъединит его с Россией. В декабре 1917 года Финляндия получает независимость и северное Приладожье отходит к новому государству. Вскоре граница между соседними странами закрылась… Отношение к революционной России со стороны властей Финляндии становилось весьма сложным, и Рерих порой сталкивался с недоверием к себе как к русскому. Он пишет Галлен-Каллела: «Мой милый друг Аксель!.. Нужно, чтобы ты срочно рекомендовал меня губернатору Выборга господину Хекселю. В противном случае очень возможно, что мне придется покинуть Финляндию. Меня информировали, что с 1 сентября снова начнется выселение русских, проживающих в Финляндии. На этот раз никто не сможет остаться. Потому что оставят только тех, у кого есть работа и жилье. Не имея ни того, ни другого, я окажусь среди высланных. Твое имя мне поможет...»

Вероятно, благодаря помощи А. Галлен-Каллела проблемы выселения Рериха не коснулись. Более того, художнику прекрасно работалось, и он смог подготовиться к персональным выставкам в Стокгольме, Копенгагене и Хельсинки. 29 марта 1919 года, в день открытия рериховской выставки в салоне Стриндберга в Финляндии, в газете «Русская жизнь» была опубликована статья Леонида Андреева «Держава Рериха». Писатель увидел в его творчестве мир, с которым люди обычно связывают свою мечту. К выставке Н. Рериха в Хельсинки прямое отношение имел и А. Галлен-Каллела.

Он выступил на ее открытии с приветствием от финского правительства. Шестого апреля Рерих послал Галлен-Каллела письмо: «Что мне делать с выставкой? Все отношения хороши и блестящи, но Atheneum не появляется, и все покупатели исчезли. Может быть, мне нужно самому обратиться в Atheneum, но я полагаю, что такое персональное обращение не удобно». С помощью Галлен-Каллела затруднение с покупкой было разрешено. Музей «Атенеум» приобрел «Принцессу Мален», один из эскизов декораций к пьесе Метерлинка. В коллекции «Атенеума», крупнейшего финского музея, и сейчас находится эта работа Рериха 1913 года, изображающая двор средневекового замка. Прямо на выставке был продан с аукциона и «Зимний пейзаж» (1918). На картине нет ни деревьев, ни птиц, ни людей – суровый, но светлый Север.

По-иному написано «Озеро» (1917) (ныне – в коллекции Художественного музея г. Хямеенлинна). Стилизованная береговая линия, очертания островов на дальнем плане и – зеркальная гладь воды. Упростив композицию, Рерих достиг большего эмоционального воздействия картины. На цветовых контрастах построен «Святой остров» (1917), находящийся в Русском музее. Это один из лучших рериховских пейзажей. Художник написал его на Валааме, куда неоднократно приезжал в 1907 и в 1917 годах. Еще на одной картине сортавальского периода – «Святое озеро» (1917), хранящейся в США, очертания небольшого острова на заднем плане почти полностью повторяют силуэт Святого острова.

На картине легко узнаваемы скалистые берега Валаама с одним из отдаленных скитов. Согбенная фигура старца в центре картины напоминает святых на иконах деисусного чина: Север всегда привлекал к себе пустынников, стекавшихся сюда со всех концов света в поисках совершенной, осуществленной гармонии. По словам Леонида Андреева, Рерих создал радостный образ финского Севера. «Это не тот мрачный Север художников-реалистов, где конец свету и жизни, где Смерть воздвигла свой ледяной, сверкающий трон и жадно смотрит на жаркую землю белесыми глазами – здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и священных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе».

На выставку откликнулись почти все газеты Финляндии – как на финском, так и на шведском языках: «Хельсингин саномат», «Вапаа сана», «Карьяла», «Дагенс пресс», «Нюа пресен», «Ууден суомен илталехти». Критики оценили богатую фантазию художника, его «по-восточному» яркий цвет, интерес к истории. Но наибольший восторг у финской прессы вызвали эскизы театральных декораций. «В них, – по словам Э. Рихтера («Хельсингин саномат»), – фантазия художника получает такую таинственную силу, о которой наше примитивное театральное искусство может лишь мечтать». В 1919 году закончился сортавальский период жизни художника. Но Север с его контрастами, тишиной и грохотом, безмолвными островами и войной – Рерихом не забыт.

В книгах, в картинах, в письмах художник возвращается к Финляндии постоянно. Американские озера напоминают ему Север. Рерих сравнивает остров Манхеган в Атлантическом океане с финской природой: «Сидим на островке – сущая Финляндия. Те же скалы, и хвоя, и прохлада». 3 августа 1921 года Рерих пишет из Нью-Йорка в Финляндию, приглашая А. Галлен-Каллела к сотрудничеству в международной организации художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»): «Дорогой друг Галлен! Я рад послать тебе свидетельство об избрании в новое братство художников почетным президентом, представляющим Финляндию. Я пользуюсь здесь большим художественным успехом, и я рад, что Твое имя здесь действительно очень высоко ценят». Аксели был очень обрадован.

28 сентября 1921 года он отправил Николаю Константиновичу письмо с искренними симпатиями и к самому русскому художнику, и к рериховской идее единства деятелей культуры разных стран. Николай Рерих всегда с большой теплотой говорил о финнах, как о народе с «глубокими корнями», знающем свое искусство и науку: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни... Истинно слово «культура» близко и легко произносимо на финской земле…»

Художник обратился «от всего сердца с пожеланием, чтобы Россия и Финляндия обоюдно подлинно знали друг друга». Рерих выразил глубокую признательность финским друзьям: «Прошу передать доктору Реландеру, генералу Маннергейму, Аксель Галлен-Каллела, Сааринену и другим моим друзьям в Финляндии мои лучшие чувства. Мы никогда не забываем время, проведенное в имении д-ра Реландера, и приветствие финского правительства, сообщенное мне Аксель Галлен-Каллела к открытию моей выставки в Гельсингфорсе. Я всегда чувствую, что моя картина в «Атенеуме» является послом моего благожелания Финляндии».

Елена Сойни


08.07.2004

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Mail.Ru

© STOP in Finland 2000-2012
Любое копирование текстов с портала stopinfin.ru только с указанием прямой ссылки на источник.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ТЕМУ:

Топ-6 финских мест в Петербурге

Эссе Ханну Мякеля "Семеро сирот в школе жизни"

«Я бродила по мирам…»

Русское волнение Розы Ликсом

Книга, которую стоит прочесть

А все из-за одной обгоревшей спички

Воспоминания, которые возвращаются

Вот какая акустика!

Таблетка от одиночества

Работа длиною в жизнь

Финский Голливуд

Турист № 1

По Финляндии с Павликом Лемтыбожем

Лапландская лихорадка

Интервью журналу Eeva

Она пыталась рисовать щупальцами

Эта старая - старая финская сказка

Перед концом света

В гости к президенту!

Огненный дождь Финляндии

XXII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге

Город круглых улиц

За кулисами Suomen Kansallisooppera

Вот такое кино…

Цветы для Анны

Лучшие эссе на тему "Я житель средневекового Турку".

Из записок древнего новгородца, поселившегося в средневековом Турку…

В гостях у Карла Фацера

Удастся ли поднять сокровища с «Фрау Марии»?

Mikä Suomi oikein on? Или, что такое Финляндия…

Волшебная зима

В поисках утраченного времени

Глазами сказочника

На языке сказки

Приятного просмотра!

Финское кино - 2010. Место под солнцем.

Ханну Мякеля "О моей жизни"

На языке эльфов

Таинство утилизации

Закон Линуса, или подарок великого романтика

Память, потонувшая в мифах

Человек, который видел Йолупукки

Сокровища «Фрау Марии»

ХХ Неделя кино Финляндии

Девятая волна финского дизайна

Без излишеств

Обитель царственных особ

По эту сторону границы

Карельский перешеек-столкновение интересов

Сумасшедшая Финляндия

НА ЭТОМ МЕСТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА







webcam Расстояния по Финляндии